Раздел 1
Информация об опыте
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше сказанных умений мне помогает метод интеллект-карт.
Готовя выпускников основной и средней школы к итоговой аттестации по русскому языку, я столкнулась с тем, что многие задания, связанные с комплексным анализом того или иного языкового явления, трудны для решения среднего ученика. Возникла потребность в систематизации знаний у учащихся, выходящих на экзамен в формате ГИА. Таблицы и схемы, составленные учителем или взятые из различных справочников-помощников в подготовке к экзаменам, не приносили должных результатов. Возникла потребность в системно-деятельностном подходе, применении УУД. Тогда я решила использовать метод интеллект-карт, успешность применения которого я опробовала на уроках светской этики в начальной школе. Но если в 4 классе метод интеллект-карт использовался групповой работе и не требовал оценки результата познавательной деятельности, то на уроках русского языка ситуация другая: интеллект-карты должны быть индивидуальными, превратиться в помощников, помогающих успешно подготовиться к аттестации.
В качестве эксперимента я использовала самую трудную тему в 10 классе «Правописание наречий». Сложность ее заключается в том, что она требует внимательности и большого по объему запоминания разных правил и исключений из них и включена в задание на ЕГЭ в тему «Слитное, дефисное и раздельное написание различных частей речи». На систематизацию данного материала по этой теме по программе Н. Г. Гольцовой отводится 1 час, а на объяснение требований к составлению интеллект-карты и работу с ней ушло 2 часа. Несмотря на увеличение часов по систематизации теоретического материала, считаю работу успешной, потому что выпускникам удалось выполнить сложную работу успешно. Благодаря зрительным, пространственным и другим ассоциациям, при чем для каждого обучающегося ставшими индивидуальными, тема была не просто освоена, но и как показали срезы знаний по теме в дальнейшем ( через месяц, полгода, год) реализована, в том числе и на экзамене.
Я отметила следующую особенность: главное в работе с интеллект-картой – системность. Необходимо, чтобы по ней ученики могли рассказать и в дальнейшем использовали ее и при проверке результата, и в работе над ошибками.
Объектом исследования даннойработы являетсяпроцесс формированияуниверсальных учебных действий на уроках русского языка у выпускников 9 и 11 классов с помощью метода интеллект-карт.
Предмет исследования – метод интеллект карткак средство формирования универсальных учебных действий школьников.
Степень изученности проблемы. Технология применения интеллект-карт впервые описана Бьюзеном Т. в 2002 году, переведена на русский и напечатана как вариант бизнес-плана в 2007 году. Применением технологии в педагогике занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Е. А. с 2008 года. По применению интеллект-карт на уроках русского языка в интернете есть три публикации учителей, основа которых работа Горовой Т. П., учителя русского языка и литературы, МОУ «Средней общеобразовательной школы №14», г. Новокузнецка. Работа в Сахалинской области по этой теме мне не известна. В Углегорском районе ведется только мной.
Ведущая педагогическая идея опыта.Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга.Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме.С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. При построении карт термины и основные понятия становятся более понятными, хорошо усваиваются причинно-следственные связи; метод позволяет воспринять изучаемый материал как единое целое.Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.
Раздел 2
Технология опыта
Грамотным будет тот человек, который научится учиться,
а именно – создавать интеллект-карты Э. Тоффлер
Нормативная база. Метод интеллект-карт – это одна из важных частей реализации современных технологий и принципов организации образовательного процесса, которые становятся необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся, и метод интеллект-карт как раз направлен в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся: добывание новых знаний и превращение их в стройную логическую систему.
Сегодня система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения и формулирует их в виде личностных, метапредметных и предметных результатов в виде универсальных учебных действий. Это и общеучебные умения, и общие способы действия, и надпредметные действия, которыми должен овладеть учение, обучающийся в школе. Метод интеллект-карт помогает формировать именно УУД, что так же не противоречит ни Закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ.Р.Ф., ни УМК Н.Г. Гольцовой, по которому я работаю.
Концепция изменений.Интеллект-карта - это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека. «Интеллект-карта» являетсятехникой мышления, а не способом фиксации результата. Самое главное в этом методе – это процесс получения нового знания, т.е. процесс рисования самой карты.
Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с формированием УУД:
1) информационной компетентностью учеников: выделение познавательной цели; поиск информации; формирование понятий и установление связей между ними; структурирование знаний; кодирование, перекодирование и моделирование;синтез, анализ;
классификация, систематизация и обобщение;
2) коммуникативной компетентностью учеников: общение и взаимодействие; учебное сотрудничество; умение дискутировать; умение работать в паре; умение работать в малой (4 человека) группе;
3) личностным и регулятивным развитием учеников:самопознание;самоопределение;
саморегуляция;творческое развитие.
Интеллект-карта как эффективное средство структурирования информации помогает учителю в подготовке к проведению занятий, планировании учебного материала, принятии решений. Классному руководителю — в познании личности ученика, самопознании, планировании внеклассных мероприятий, работе с родителями.
Цель опыта: теоретически обосновать и определить эффективность использования метода интеллект-карт для формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации, практически подкрепить результативность данного исследования.
Условия реализации изменений: особых условий для реализации этого метода не требуется. Базовые знания компьютера и одной из компьютерных программ: FreeMind, MindMaps, PowerPoint, наличие компьютерного кабинета можно, а на 1 этапе необходимо, заменить на лист бумаги формата А4 и набор цветных карандашей в количестве 4-6 штук для каждого ученика, время создания карты, как и для любого проекта, составляет от 30 минут и более.
Задачи:
· провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий школьников;
· вооружить обучающихся новым методом: научить создавать интеллект-карты и применять их в процессе обучения;
· научить учащихся осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов, в том числе и Интернета;
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· давать определение понятиям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
· обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
· осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Гипотеза: В результате использования метода интеллект-карт на уроках русского языка учитель эффективнее формирует и развивает познавательные УУД обучающихся; повышает их мотивации, качество знаний и конкурентоспособность, предметные и коммуникативные компетенций; выявляет причины когнитивных затруднений и корректирует их. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации; приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства; усовершенствуют умение передавать информацию; смогут использовать ее для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. Что в конечном итоге повысит качество результатов на ЕГЭ по русскому языку.
Диагностический инструментарий: анкеты учащихся, срезы знаний, мониторинг, сравнительный анализ показателей до использования интеллект-карты и после него.
Критерии ожидаемых результатов:Возрастёт активность учащихся на уроке, слабые учащиеся получат возможность самостоятельных действий, увеличится скорость мышления, память, значительно повысится успеваемость, увеличится объем и качество творческого усвоения знаний; изменится отношение учителя к участникам образовательного процесса, из авторитарного он станет демократическим; повысится полноценное развитие ребенка и качество образования,мотивированность в обучении – 100%, повышение интереса к предмету – 100%; обучаемость при сдаче ЕГЭ – 100%; повышение качества знаний до 50-60%.
Этапы и сроки реализации опыта:
На первом, организационном, этапе необходимо ознакомиться с работами Т. Бьюзена «Супермышление», «Интеллект-карты. Практическое руководство», Е. Н. Емельяновой «Школьная неуспеваемость: диагностика причин. Работа над ошибками», Е. Болотовой «Нормативно-правовая база современного урока», М. Ю. Бухаркиной и Е. С. Полат «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования», воспользоваться интернет-ресурсами, например, ознакомиться с сайтамиМинистерства образования и науки РФ, Бердщадского, сайта конгнитивных технологий и сайтов учителей русского языка Т. В. Зуевой и Т. П. Горовой, работающих по этой технологии; выбрать одну и изучить компьютерную программу из многих, позволяющих строить интеллект-карты, попрактиковаться самим, чтобы понять принцип их построения и убедиться в достоинствах.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Интеллект-карты имеют отличительные свойства:
Наглядность
Привлекательность
Запоминаемость
Своевременность
Творчество
Возможность пересмотра
Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: FreeMind, MindMaps, PowerPoint.
Можно выделить 3 этапа творческого процесса:
1 этап
• Определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты)
• Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты)
2 этап. Построение первичной интеллект-карты:
• в центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею;
• основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней;
• на каждой линии записывается одно ключевое слово;
• везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами;
• наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках;
• для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы;
• о возможности используется максимальное количество цветов
3 этап «Реконструкция и ревизия»:
• Повторное извержение свободных ассоциаций
• Пересмотр интеллект-карты
• Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте.
Особо незаменимы они при изучении большого по объему материала, обобщению изученного. Программа С. И. Львовой и Н. Г. Гольцовой, по которым я работаю позволяют применять интеллект-карты без специального изменения, просто берется первый урок, если это изучение нового материала или последний, если обобщение материала. Также метод интеллект-карт можно применять на элективных курсах по русскому языку при подготовке к выпускному экзамену в форме ГИА. Ребята уже знакомые с этой технологией успешно составляют карту дома самостоятельно для устранения пробелов в знаниях. Учительможет использовать заранее составленную интеллект-карту для проверки усвоения знаний, убрав из нее некоторые элементы или намеренно исказив информацию.
Таким образом, на первый этап, требующий изучения теоретического материала, уйдет от 1 до 3 месяцев.
Второй, деятельностный, этап длится не менее года, лучше – трех (с 9 по 11 класс), хотя повышение интереса к предмету, усиление мотивации и положительная динамика видна сразу.
Внедрение интеллект-карт я начала в 2011 – 2012 учебном году в 11 классе после анализа пробного экзамена по русскому языку. Проанализировав ошибки, я поняла, что ребята не могут выполнить задание В3, связанное с умением определять виды связи слов в словосочетании. Тогда на элективном курсе мы построили первую интеллект-карту, а потом учащиеся стали использовать ее как подсказку при выполнении тестов.[1] Первая же контрольная работа, проведенная в форме ЕГЭ показала высокую эффективность метода.
Следующим этапом в моей работе стал отбор тем, трудных для усвоения старшеклассников. Например, правописание наречий в 10 классе.[2]Через год, в 11 классе при повторении мы писали проверочный диктант, и ученица вспомнила, как слово пишется по тому, что оно у нее было синего цвета. Темы по классам для подготовки к ЕГЭ, где я предлагаю использование интеллект-карт, находятся в приложении так же, как и примеры интеллект-карт. [3.4]
При использовании этого метода надо помнить, что интеллект-карта – это собственность учащегося, которую он не просто носит с собой на уроки, но и использует сам при необходимости, а также вносит изменения. Главное, чтобы после первого урока интеллект-карта не была забыта, необходимо, чтобы по ней ученики могли рассказать и в дальнейшем использовать ее и при проверке результата, и в работе над ошибками. Метод работает только, если работа ведется систематически.
Готовые интеллект-карты, а также любые ее элементы может использовать и учитель на различных этапах урока: повторения, закрепления, проверки усвоения материала.
Учащиеся, освоившие такой метод работы, могут самостоятельно создавать интеллект-карты по указанию учителя в виде опережающего задания, углубления уже изученного материала или в виде отработки непонятой по какой-то причине темы. К концу работы по этой системе у каждого учащегося накапливается необходимый для успешной сдачи ГИА объем интеллект-карт, эксклюзивных, сделанных своими руками, ярких и красочных, а потому ценных. А вместе с ним и объем знаний – что бесспорно важнее.
Также бесспорно важно и то, что умение мыслить нестандартно, умение выделять главное, выстраивать систему самостоятельно – все, чему учит использование интеллект-карт, пригодится учащимся и на других уроках, и при подготовке к другим экзаменам, и в будущем. Таким образом, использование интеллект-карт – это эффективный метод усвоения большого по объему, перенасыщенного информацией или трудного для усвоения материала. [5]
Над данной темой я работаю уже четвертый год, поэтому можно говорить о третьем, анализирующем, этапе. В 2014 учебном году сдавали экзаменывыпускники, с которыми мы работали методом интеллект-карт два с половиной года. Их результаты даны ниже. [6]
Считаю, что гипотеза подтвердилась. Действительно, в результате использования метода интеллект-карт на уроках русского языка учитель эффективнее формирует и развивает познавательные УУД обучающихся; повышает их мотивации, качество знаний и конкурентоспособность, предметные и коммуникативные компетенций; выявляет причины когнитивных затруднений и корректирует их. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации; приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства; усовершенствуют умение передавать информацию; смогут использовать ее для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. Что в конечном итоге повысит качество результатов на ЕГЭ по русскому языку.
Единственное, чтобы я хотела отметить, это не гнаться за компьютеризацией процесса, карта, составленная своими руками, на мой взгляд, более эффективна и ценностна. Более отвечает условиям здоровье сбережения подростков.
На данном этапе я ввожу созданные мной интеллект-карты для проверки знаний и ликвидации пробелов в них. Так же привлекаю этот метод и на уроках в 5 классе, создаю базу таких карт-шаблонов по темам. Разработка урока в 5 классе вприменением метода интеллект-карт по стандарту ФГОС 2 поколения прилагается. [7]
Таким образом, считаю метод интеллект-карт эффективным, жизнеспособным, методом, полностью отвечающим запросам не только ФГОС первого поколения, но и нового, а значит методом будущего.
Раздел 3
Результативность опыта
1. Анкетирование учащихся с целью определения интереса к предмету до использования метода и после (2013г.)
Класс: 11А
Количество учащихся: 13
Класс: 10 А
Количество учащихся: 12
По результатам анкетирования видно, что интерес к предмету возрос более чем в 1,5 раза.
2. График самооценки учащихся на уроках изучения теоретического материала без составления интеллект-карты и с составлением после изучения темы: «Не и ни с частями речи» и через месяц при комплексном повторении орфографии в 10 классе 2013г.
По графику видно, что учащиеся без составления интеллект-карты затрудняются в усвоении материала и его передаче, используя карту, они быстрее выделяют различия между подтемами, легче находят связи, а главное, они усваивают материал на долгий срок.
3. Сопоставительный анализ результатов пробных экзаменов за 1 и 2 полугодие в 11 классе за 2011-2012 учебный год:
При сопоставлении результатов пробных экзаменов в форме ГИА заданий повышенной трудности части В видна положительная динамика в использовании интеллект-карт при подготовке к экзамену. Количество выполненных заданий в В1 выросло в 2,5 раза, в В3 – 3,2, В4 – в 2,2 раза, в В5 – в6 раз.
4. Возросло количество баллов, полученных за выполнение задания В8, в 1 полугодии 3 человека не получили ни одного балла, а во втором – только 1 человек 1 балл, остальные от 2 до 4.
2 человека получили 2 балла, 3 – 4, 4-3 из десяти выпускников.
Раздел 4
Распространение педагогического опыта
1. Протокол заседания ШМО учителей русского языка и литературы 2012г.[8]
2. Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 2014г. [9, 13]
3. Публикация урока в электронном журнале «Методический навигатор» 2014г. [10]
4. Выступление на педагогических чтениях с публикацией реферата 2014г. [11]
5. Публикация конспекта элективного занятия в «Живом журнале «Методичка». [12]
6. Мастер-класс по теме «Использование интеллект-карт при изучении трудных тем по орфографии» [14]
1.3 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008
1.4 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271
1.5 Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
1.6 Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
1.7 Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
1.8 План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
1.9 План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
1.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
1.11 ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
1.12 ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
1.13 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
1.14 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
1.15 Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»
1.16 Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р)
2.1 Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007
2.2 Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. М.: Попурри, 2008
2.3 Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам–Минск.Росмэн- Пресс, 2007.
2.4 Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010
2.5 Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М.: Дрофа, 2007
2.6 Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005
2.7 Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 2000
3.1 Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9