Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Иванова Ольга Брониславовна учитель начальных классов МБОУ НОШЭР г. Углегорска

Использование метода проекта для подготовки и написания сочинений в начальной школе

 
Актуальность данного опыта заключается в противоречивом состоянии содержания обучения учащихся начальной школы. С одной стороны, требования сегодняшнего дня – это обучение, развитие и воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. «Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество»[1].
С другой, в большинстве школах Сахалинской области произошел переход с развивающих программ «Школа 2100» на традиционные «Школа России». Собственные наблюдения показали, что вопреки требованиям ФГОС, часть учителей с радостью вернулись на «Школу России» и продолжают работать «по-старинке»: где происходящее накопление, так называемых ЗУНов, основанных на готовых схемах, алгоритмах, механическом запоминании информации приводит к тому, что ученики, без труда воспроизводящие теоретический материал, не могут применить его на практике, как на уроке, так и в жизни.
В итоге снижается мотивация к обучению, (по результатам проведенной нами диагностики, к концу третьего класса у 55% ребят, обучающихся по традиционной программе «Школа России», у учителя, применяющего только традиционные методы обучения, диагностируется средний уровень мотивации к обучению).
Таким образом, возникали вопросы: как, обучая детей по программе «Школа России», сохранить познавательный интерес по предметам, особенно по русскому языку; «как развивать сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека»[2]; каким образом на практике воплотить системно-деятельностный подход – методологическую основу ФГОС и др..
Из вышесказанного возникает противоречие между традиционным методом программы «Школа России», методе, основанном на репродукции готовых знаний, и требованиями ФГОС на развитие нестандартно мыслящей личности: любознательной, активно и заинтересованно познающей мир; владеющей основами учебной деятельности, способной к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности и т. д.
Выход из создавшейся ситуации нашелся в применении на уроках приемов развивающего обучения, инновационных и нетрадиционных методов обучения, проектно-исследовательской деятельности. В том числе, применение методов проектов в подготовке и написании сочинений.
Сочинение, как средство формирования позитивного отношения к правильной устной и письменной речи – это самостоятельная работа, которая предполагает изложение учащимися определенной темы с собственным видением вопроса, это маленькая капелька в огромном море целостного развития собственного «Я». Умение четко, грамотно и логично сформулировать и оформить собственную мысль – это и принцип целостной работы по русскому языку, и содержания обучения, направленное на совершенство произношения, обогащение словаря, синтаксического строя устной и письменной речи учащихся.
Проанализировав разделы программы по русскому языку, видим, во-первых, на развитие речи выделяются определенные часы, тогда как развитием речи учитель должен заниматься постоянно, на каждом уроке, во-вторых, написание сочинений «по образцу», также противоречит современным требованиям к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Второе противоречие между задачей начальной школы по активному использованию речевых средств, наследия русского языка и ограниченным количеством часов по развитию речи на уроках русского языка и чтения.
Таким образом, цель данного обобщения опыта – обоснование использования метода проектов в подготовке и написании сочинений в начальной школе.
Задачи:- Описать этапы подготовки и написания сочинений по методу проекта.
- Привести результаты динамики исследования уровня сформированности проектно-исследовательских умений младших школьников.
- Представить готовые проекты.
Теоретическая и методическая база данного опыта построена на  основании изучения следующих трудов психологов, педагогов: Л.С. Выготского, Л.В Занкова о развивающем обучении, Л.П. Виноградовой, А.И. Савенкова, И.С. Сергеева, Н.А. Якимова и др. по организации проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками, Н.А Разагатовой по организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению; В.С. Мухиной о психологическом смысле проектно-исследовательской деятельности развития личности; А.Г. Асмолова о проектировании универсальных учебных действий в начальной школе и др.
Новизна данного опыта заключаются в разработке методики работы над проектами при подготовке и написании сочинений в начальной школе.
Данный опыт нарабатывался в Начальной школе эстетического развития (НОШЭР) г. Углегорска
Опыт будет полезен учителям начальной школы, учителям русского языка и литературы, педагогам, занимающимся проектно-исследовательской деятельностью с учениками.

 

 
 
Учить детей только по традиционным методам, по программам «Школа России» – это вчерашний день. Не смотря на мнение некоторых педагогов, о том, что младший школьник не способен на глубокие умозаключения в проектно-исследовательской работе, практический опыт проведения проектно-исследовательской работы с учащимися начальной школы показал, что младший школьник способен планировать, наблюдать, собирать и обрабатывать информацию, использовать информацию для получения новых заключений, использовать содержание нескольких предметных областей, работать в коллективе и самостоятельно.
При систематической работе над проектами у младшего школьника развиваются способности к исследовательскому нестандартному типу мышления, происходит разностороннее развитие личности младшего школьника. Педагог, использующий на уроках и внеурочной деятельности метод проектов, ориентирующийся «не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»[3] становится также нестандартно мыслящим, исследователем, ищущим новые формы и методы обучения.
Г. А. Цукерман, определяет современный подход к учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»[4]  Это высказывание может стать инструкцией к действию для учителя на современном уроке.
Одной из новых форм, используемых в работе – это использование метода проектов для подготовки и написания сочинения. Почему выбран такой способ написания сочинений?
С одной стороны, потому, что традиционный подход к написанию сочинений, по-нашему мнению, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Он сводится к простому написанию по «образцу»: составить коллективный план (чаще всего он в виде вопросов уже записан учителем на доске, а детям останется только ответить на поставленные вопросы), обсудить содержание каждого его пункта, проговорить составленный текст, по выписанным на доске к каждому пункту «главным» или, так называемым, опорным словам, а дальше остается записать почти выученный наизусть текст в специальную тетрадь. Таким образом, сочинения проводятся как обучающая работа, и они имеют преимущественно повествовательный характер, и получаются однотипными ответами на записанные на доске вопросы. Это значит отсутствие творчества, самостоятельности в изложении собственных мыслей
В программе записано: К концу года первоклассники должны уметь самостоятельно составлять и записывать 2-3 предложения по опорным словам, по рисунку на определенную тему; второклассники – составлять небольшой текст из 3-4 предложений по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя; третьеклассники – опять-таки должны уметь писать сочинения по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по демонстрационной картине, на определенную тему (об играх, наблюдениях за природой и др.) с предварительной подготовкой под руководством учителя в количестве 60-75 слов; четвероклассники – писать сочинения из 60-75 слов по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Почему мы должны заключать ребят в такие строгие рамки, тормозя их развитие? Каким образом будет происходить рост в развитии речи ребенка, если в течение четырех лет мы их учим писать сочинения по коллективно составленному плану, изменяя только количество слов в сочинении? Где же выражение индивидуальности, творчества, самостоятельности? В итоге, мы получаем ученика, который оканчивая начальную школу, не умеет самостоятельно писать сочинения.
С другой стороны, требования к написанию проекта и написание сочинения схожи этапами. (В работе использовалась точка зрения И.С. Сергеева, А.И. Савенкова, Н.А. Якимова при  организации проектной деятельности учащихся по подготовке и написании сочинений – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация). Подробнее сравнительную таблицу, этапов создания проекта (по И.С.Сергееву)[5] и написания сочинения см. таблицу 1.
Сравнительная таблица этапов создания проекта и написания сочинения
Таблица 1
Проект
Сочинение-проект
1.Наличие (или искусственно созданной) значимой задачи (проблемы)
1. Выбор темы сочинения.
(проблема)
2.Планирование действий по разрешению проблемы
2. Планирование действий по написанию сочинения, плана сочинения, подготовительная работа.
3.Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы
3. Осмысление текста сочинения, поиск художественных текстов, высказываний, загадок, пословиц, поговорок и т.д., которые бы смогли обогатить обдумываемое сочинение, представление классу, группе темы и подготовленной информации, обсуждение, доработка информации.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт
4. Написание  и оформление сочинения – продукта
5. Презентация: Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы
5. Представление написанных сочинений: в виде презентаций,  чтения вслух, диафильмов и др.
 
Что же предусматривает каждый этап работы по написанию проекта-сочинения:
1. Выбор темы сочинения: для усиления эмоционального воздействия и установления непосредственного контакта это могут быть:
- выходы на экскурсии для живого общения детей с природой;
- наблюдения за объектом, явлением: процессом:
- проведение исследований, связанных с темой проекта-сочинения;
- рассматривание картин, прослушивание музыкальных композиций;
- общение с интересными людьми;
- чтение художественной литературы и т. д..
2. Планирование действий по написанию сочинения:
- выбор жанра, вида (индивидуальное или групповое),
обсуждения по направлениям:
- где найти дополнительный материал,
- как оформить проект,
- как представлять,
- составление плана содержания проекта.
Таким образом, ребятам не дается «готовый рецепт», а обговариваются разные варианты, из которых они выбирают интересный для них, близкий им вариант: начиная от названия до оформления и способа подачи.
3. Поиск информации: осмысление текста сочинения, поиск информации из художественных текстов, высказываний, загадок, пословиц, поговорок и т.д., которые бы смогли обогатить обдумываемое сочинение, пятиминутное представление классу, группе и подготовленной информации, обсуждение, доработка информации
4. Написание на черновиках, обсуждение, доработка и оформление сочинения-проекта. Проекты оформляются по-разному: в виде книжек-раскладушек, в «форме» главного героя, описываемого предмета, явления, диафильмов, презентаций, и т.д.
Работа с черновиками на данном этапе – обязательное условие.
Во-первых, написание сочинения – это творческая работа, где корректировка неизбежна. Наличие вариантов в голове у ребенка всегда поощряется, а умение выбрать лучший из них, а потом еще и убедить в этом группу или весь класс – поощряется вдвойне.
Во-вторых, при работе «на чистовике» второго варианта уже не будет, так как второй вариант – это исправление первого, а значит, и отметка будет снижена.
В-третьих, идет активная работа со словарем, где развивается орфографическая зоркость, запоминание. Словарь во время написания сочинений – настольная книга, так как уже в первом классе на вопрос: «А как пишется слово?», «Что обозначает?» готовый ответ не дается: «Посмотри в словаре и поделись с группой, с классом». Обязательно поощряется самостоятельный поиск: «Ребята, обратите внимание, какое интересное (новое, необычное, редкое…) слово нашел Игорь, Оля, Вася…» (дальше ученик зачитывает слово или слова, подкрепляя его фотографиями, рисунками). Всегда следует вопрос: «В каком варианте можно использовать?». В итоге, работа со словарем становится привычным делом для ребят и в дальнейшей повседневной жизни.
Также очень важно отметить воспитательное значение «черновиков». Переписывая текст, в поисках лучшего варианта, дети перенесут в жизнь умение самостоятельно решать поставленную задачу, доводить дело до конца, что предполагает развитие психических процессов и свойств личности, а также оценивать успехи другого человека и радоваться этим успехам. В то же время редактирование приоткрывает ход мыслей учеников: помимо специальных знаний по русскому языку и чтению, отношение к данному заданию, к плодам своего труда и одноклассников, навыки проектно-исследовательской деятельности, навыки взаимодействия, и т.д. Это, в свою очередь, является бесценным диагностическим материалом для учителя, темой для планирования внеклассных бесед, индивидуальных занятий, родительских собраний и т.д.
5. Представление написанных сочинений: в виде презентаций, чтения вслух и др. Представление проектов проходит так же в разных формах, это может быть конференция, праздник, телепередача, диафильм, путешествие и соответственно соблюдаются все атрибуты данных мероприятий. Необходимо отметить, что заслушиваются обязательно все выступления, анализируются более удачные проекты (как образец): обращается внимание на соответствие теме, грамотное написание, качество письменной речи, умелое использование найденного литературного материала, и др. информации, делаются конструктивные пожелания. Поощряются все дети, представившие проекты не только отметкой по русскому языку, но и специальными призами в разных номинациях.
Остановимся подробнее на методике обучения написания сочинения-проекта.
В 1 классе начинаем с создания первых мини-проектов (сочинений) уже в конце сентября. Пока дети учатся писать, все этапы проходим устно, к оформлению привлекаем родителей, ребенок умеющий писать – пишет сам, есть желающие написать печатными буквами, набрать текст на клавиатуре планшета, компьютера. В первом классе принимаются любые оформления. Во втором полугодии начинаем оформлять самостоятельно, так как большинство детей уже умеют писать.
Первые два проекта – это обучающие проекты. Работа над первым ведется коллективно, обязательно ребятам объясняется смысл каждого этапа.
- Используя разные приемы погружения-введения в тему-проблему, уже с первого проекта приветствуются свои названия, разные источники поиска материала, оригинальное оформление (не смотря на коллективную обучающую работу над каждым этапом).
В 1 классе для написания сочинений используются знакомые образы, предметы, явления. Обычно это сказочные персонажи, животные, времена года и т.д. Это очень важно, обучать выражать свои мысли через восприятие: ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать, понаблюдать. То есть  иметь точное представление о предмете, его свойствах, характере и др. характеристиках. Такое подробное изучение предмета, явления и т.д. поможет ребенку точнее описать его, подобрать нужные слова-синонимы, сравнения. Таким образом, в первом классе пишутся сочинения-описания.
Например, описываем ежика. В городском музее наблюдали за ним: обсуждали его мордочку, лапки, иголки, повадки, что ест, пьет, где спит, на кого похож, с кем можно сравнить.
Ребята приносили интересную информацию о ежах из художественных произведений, энциклопедий, стихотворения, пословицы, поговорки. Обращали внимание на то, как авторы описывают, называют ежа, с кем сравнивают и т.д.
Работали на черновиках, зачитывали, обсуждали, анализировали, переписывали, опять зачитывали, обсуждали, анализировали.
Готовое сочинение оформляли по сюжету: у кого книжка, у кого осенний листок, у кого сам ежик.
Представление проходило на празднике в музее «А я ежиков люблю…». Примеры текстов сочинений см. в Приложении 1.
Во втором классе сочинения ребят приобретают еще более творческий характер, шире и интереснее раскрывается тема. Большая роль на этом этапе отводится описаниям времен года, явлений природы. Наблюдая за разнообразной природой родного края, ребенок знакомится с ее особенностью, учится видеть ее красоту, а значит, находить более яркие эпитеты, сравнения,
Глубже, целенаправленнее идет подготовка на этом этапе. Задача заключается в расширении, обогащении, активизации словарного запаса учащихся, обучению осмысленной переработке найденного и изученного материала; в обучении работать со всеми частями речи, из простого предложения строить распространенные, не бояться трудных орфограмм. Обращается внимание учащихся на слова в переносном значении, часто необходимых для передачи более выразительной и яркой мысли. (см. Приложение 2)
В третьем классе к сочинению-описанию присоединяются рассуждения, где устанавливая причинно-следственные связи, школьник учится приводить факты, доказательства, которые будут убедительны в первую очередь для него, и, конечно, для одноклассников и учителя. Сочинения могут так и начинаться, «А как вы думаете?» «Почему…?» «А знаете ли вы, что…?» и т.д.
В третьем классе в описаниях, рассуждениях появляются не просто факты, взятые из источников, а факты, которые сам ученик исследовал, наблюдал.
В четвертом классе – статьи, кулинарные рецепты, большие проекты, например, «Город будущего».
Каждый проект готовится в течение пяти – семи дней. Для этого не требуется отдельных уроков или оставлять ребят после уроков, с другой стороны, используется любая минута, любое мероприятие для работы над темой. Уроки строятся так, что на каждом уроке есть место для определенного этапа:
1 день – Во время прогулки дети с восторгом рассматривали пуховые белоснежные сугробы, любовались снежными шубками деревьев, находили одно чудо за другим. На следующий день на уроке русского языка записали красивые словосочетания: зима белоснежная, пушистая, волшебная, величавая и др.; небо лазурное, чистое, задумчивое и др.; деревья застывшие, сказочные, нарядные и др. Домашним заданием было найти красивые стихотворения о зиме, которые пригодятся в дальнейшем как эпиграф к сочинению.
2 день – На уроке музыки слушали пьесу «Январь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского, составляли маленькие рассказы о зиме, высказывали мысли, которые навевало музыкальное произведение. На следующий день на уроке русского языка записали глаголы с существительными: зима шагает, украшает, злится, превращает и др. Снежинки танцуют, хохочут, укрывают, наряжают и др. Деревья мечтают, думают, дремлют и др. Домашним заданием было продумать форму сочинения о зиме: сказка, описание природы, рассказ.
3 день – На уроке изобразительного искусства ученики рисовали свое сочинение в картине. На следующий день на уроке русского языка записали синонимы к слову зима (волшебница, красавица, злючка, хитруля и др.), придумывали вступление к сочинению. Домашним заданием было найти описание зимы в литературных произведениях авторов-природоведов.
4 день – на уроке внеклассного чтения читали стихи, рассказы по данной теме.
Приведу подробнее 5 день урока русского языка в 4 классе (см. Приложение 2).
Таким образом, работа над сочинениями-проектами – это кропотливая, ежедневная работа, требующая от учителя и от детей творческого подхода, знаний, умений, высокой мотивации. Это работа для дружного коллектива единомышленников, строящаяся на взаимопомощи, понимании и т.д.

 

 
 
Результат обучения в данном направлении можно отследить через следующие показатели:
- качество обучения,
- диагностика уровня развития письменной речи,
- диагностика динамики уровня сформированности проектно-исследовательских умений.
В исследовании принимали участие 26 учащихся первого класса, из них все посещали ДОУ.
Первая диагностика проводится в начале 1 класса, затем в конце второго и в конце четвертого.
Качество обучения за 2011-2015 учебные годы:
предметы
2010-2011
(4 класс)
2011-2012
(1 класс)
2012-2013
(2 класс)
2013-2014
(3 класс)
2014-2015
(4 класс)
Математика
60 %
 
80,7 %
72,7 %
73 %
Русский язык
60 %
 
80,7 %
77,2 %
73 %
Литературное чтение
100 %
 
92,3 %
95,4 %
95,4 %
Окружающий мир
96 %
 
92,3 %
82 %
77,2 %
 
Уровень сформированности проектно-исследовательских умений отслеживаем по критериям позаимствованных у А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, П. Д. Червинского:
- Практическая готовность ученика к осуществлению проектно-исследовательской деятельности.
- Мотивированность к проектно-исследовательской деятельности.
- Креативность в проектно-исследовательской деятельности.
- Степень проявления самостоятельности.
Эти критерии просматриваются во всех этапах, таблица 2:
Этапы написания сочинения, способом проекта
Таблица 2
1. Выбор темы сочинения.
(проблема)
2. Планирование действий по написанию сочинения, плана сочинения.
3. Осмысление текста сочинения, поиск художественных текстов, высказываний, загадок, пословиц, поговорок и т.д., которые бы смогли обогатить обдумываемое сочинение, представление классу, группе темы и подготовленной информации, обсуждение, доработка информации.
4. Написание  и оформление сочинения – продукта
5. Представление написанных сочинений: в виде презентаций,  чтения вслух, диафильмов и др.
 
А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, П. Д. Червинский выделяют 3 уровня сформированности проектно-исследовательских умений младших школьников (см. Табл.3):

 

 
Уровни сформированности проектно-исследовательских умений младших школьников
Таблица 3
Критерий /
Уровень
Практическая
готовность
Мотивированность
Проявление
креативности
Самостоятельность
Низкий
уровень
Нет знаний и
конкретных
умений проектно-
исследовательской
деятельности
Низкая, ниже средней
мотивация
Действия
по аналогии,
Только под
руководством
учителя
Средний
уровень
Первоначальные
знания и
элементарные
умения осуществления коллективной
проектно-
исследовательской
Преобладают
внешние
мотивы
Коллективное
творчество:
новые идеи
генерируются
в коллективном, частично самостоятельном
поиске.
Коллективный поиск
по аналогии может
осуществятся без
непосредственного
участия педагога,
частичные затруднения в
индивидуальной
самостоятельной
работе
Высокий
уровень
Умения,
связанные с определением
темы, поиском
информации в
книгах, умения
работать с текс-
том, выделять
главное; умения
представлять
результаты
Внешние
и внутренние мотивы
к проектно-
исследовательской
деятельности
Способность
выбрать ориги-
нальную тему,
интересно
представить ре-
зультаты работы
Некоторые
этапы проектно-исследовательской деятельности может осуществлять
самостоятельно полностью, другие – с помощью
родителей и педагога
 
Результаты исследования уровня проектно-исследовательских навыков отобразим в рисунке 1
Рисунок 1. Исследование уровня проектно-исследовательских навыков
Констатирующая диагностика, проводимая в сентябре, 2011 году, показала в основном низкий 77% и средний23% уровень проектно-исследовательских умений у учащихся, промежуточная диагностика в мае 2013 года показала рост среднего (на 15%) и высокого уровня (на 12%), снижение низкого (на 39%), контрольные диагностики показали, положительную динамику развития проектно-исследовательский умений у учащихся в классе, низкий уровень не показал ни один ученик, высокий уровень показали 77% (20 чел.), средний 23% (6 чел.)
2. Диагностика уровня развития письменной речи младших школьников проводилась по М.Р. Львову, по семи критериям речи:
1. Содержательность 2. Логичность 3. Точность 4. Языковая правильность речи. 5. Ясность 6. Коммуникативная целесообразность (богатство) 7. Выразительность[6].
Задание 1. Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности, данные предложения можно дополнить своими словами. (для диагностики брали один и тот же текст, чтобы лучше проследить динамику развития уровня письменной речи в целом, так и отдельные критерии).
1. Лето. 2. Осень.3. Дети сажают молодые деревца.4. Дети копают ямки вдоль улицы.5. Весна. 6. Пропалывают .7. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев. 8. Дети поливают зеленые деревца.
Интерпретация:
1. Низкий уровень - в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения.
2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность,
3. Высший уровень - в речи ребенка прослеживаются все критерии используются новые слова и предложения
Результаты диагностики отражены в таблицу 4
Сравнительный анализ уровня развития связной речи на трех этапах:
 
Таблица 4
Классы / уч.год
высокий
средний
низкий
1 класс2011октябрь
10 / 38%
10/38%
6/24%
2 класс2013 май
15 / 58%
6 / 24%
5 / 18%
4 класс2015 май
21 / 82%
5 / 18%
0%

 

Рисунок 2. Сравнительный анализ уровня развития связной речи на трех этапах



 
Из полученных данных можно сделать вывод о положительной динамике развития уровня письменной речи у учащихся класса: высокий уровень вырос с 31% до 81%, показателей низкого уровня на контрольном этапе не оказалось.
Таким образом, создание проекта, конечным итогом которого становится не только написанное сочинение, но и приобретаются и развиваются следующие параметры:
1.    Теоретические знания, предусмотренные проектом (усвоение норм русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, правил речевого этикета; умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбор адекватные языковых средств для успешного решения коммуникативных задач[7]) на 100%;
2.    Владение специальной терминологией на 100%
3.    Практические умения и навыки, предусмотренные проектом на 100%
4.    Владение специальным оборудованием и оснащением
5.    Творческие навыки
6.    Подбирать и анализировать специальную литературу
7.    Пользоваться компьютерными источниками информации
8.    Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей
9.    Выступать перед аудиторией
10.              Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения
11.              Организовывать свое рабочее (учебное) место
12.              Планировать, организовывать работу, распределять учебное время
13.              Аккуратно, ответственно выполнять работу
14.              Соблюдения в процессе деятельности правила ТБ
15.              Оригинально представлять работу
 
Показатели качественного и количественного оценивания результатов реализации программы  по русскому языку
Таблица 5
Классы / уч.год
Показатели/ чел./проценты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1 класс
2011-12
5/
19%
5 /
19%
5 /
19%
13/
50 %
10/
38%
5/
19%
10/
38%
7/
27%
3/
12%
3/
12%
15/
58%
3/
12%
15/
58%
20/
77%
3/
12%
2 класс
2012-13
15/
58%
15/
58%
15/
58%
20/
77%
20/
77%
20/
77%
20/
77%
20/
77%
20/
77%
15/
58%
26/
100%
15/58%
26/
100%
26/
100%
19/
73%
4 класс
2014-15
21/
81%
21/
81%
21/
81%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
23/
88%
100%
100%
23/
88%
 
Наилучшим показателем, по-нашему, является выпуск сборника проектов-сочинений в конце 4 класса. Эти сборники были подарены детям на выпускном вечере, а так же остались в архиве летописи «История одной начальной школы» (см. Приложение)



 
Таким образом, нам удалось описать методику написания сочинения, используя метод Проектов, а так же исследовать уровень развития письменной речи, уровень развития проектно-исследовательских умений учащихся, а так же Показатели качественного и количественного оценивания результатов реализации программы по русскому языку.
В дальнейшем, планируется тесное творческое сотрудничество с учителем русского языка выпускников, с целью отслеживания динамики развития навыков написания сочинения, развития проектно-исследовательских навыков.
В 2015-16 учебном году, в 1 класс учащихся, во вновь набранном классе, планируется продолжение работы в данном направлении; исследование влияния проектного метода написания сочинения на личностные качества учащихся, на формирование метапредметных результатов, в большей степени, коммуникативных универсальных учебных действий.
Описанный метод написания сочинений реализуется в начальной школе, но может заинтересовать учителей русского языка и среднего звена, ищущих нестандартные методы и формы обучения, заинтересованных в достижении высокого уровня развития письменной речи своих учеников.
 

 

 
 
1.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373
2.    Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. 2 – изд. М., 2005
3.    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
4.    ЛьвовМ.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2002
5.    Мухина В.С. Психологический смысл проектно-исследовательской деятельности для развития личности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 24-43.
6.    Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2100...» / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23.
7.    Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. (Стандарты второго поколения)
8.    Поддьяков, А.Н. Мышление школьников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. – 2007. №4. – С. 14-24.
9.    Разагатова, Н.А. Организация проекно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению. / под ред. О.М. Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза-Самара: Изд-во «НТЦ», 2010. – 186 с.
10.                       Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.:Просвещение, 2010.- 434 с.
11.                       Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005
12.                       Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. 2007. – c. 143 - 215.
13.                       Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Изд. Наука. - Новосиб., 2006. - с.50.
14.                       Шакина, Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10
15.                       Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе. — 3-е изд., испр. — СПб.: Специальная Литература, 2009. — 256 с.
16.                       Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2013.- №1. – С. 48-51.
 
 



 
 
1. В лесу я встретила маленького круглого зверька.
Он поглядывал на меня умными, словно маленькие бусинки, глазами. Зверек был темного цвета. У него была веселая ласковая мордочка. Он топотал своими быстрыми мягкими лапками. Зверек так сердито фыркал, что казалось, будто он – упавшая колючая, большая шишка, которая упала, ударилась и сердилась.
Вы, конечно, догадались, что это за зверюшка? Конечно, ежик.
 
2. Вы видели ежа? Я расскажу вам о нем.
Ежик – это маленький серый комок, усыпанный бесчисленными иглами. Стоит на тоненьких серых лапках. Его изумрудные глазки так и сияют на солнце. Нос – блестящая маленькая кнопка.
Вам понравился мой рассказ?
 
3. Я видел в лесу ежика.
Он был маленький, серенький, колючий, бесконечно пыхтел и фыркал. Из-за своей немолчаливости он был похож на паровоз. Я хотел его взять, но он свернулся клубком и стал колоться.
Я выпустил ежа и пошел домой. Но обязательно пойду еще раз в лес, чтобы встретиться с милым сопелкой.

 

 
Осеннее царство
Осень пригласила меня в свое царство.
Я с радостью согласился и утонул в мягком, осеннем листопаде. Вокруг меня стояли дубы-богатыри. В кругу березки-хохотушки водили хоровод. А рябинки-девчушки махали платочками. Травка спорила с елочкой: «Кто же из них зеленее?».
Золотая осень, я не прощаюсь с тобой, но мне пора домой.
 
Осенняя прогулка.
Вот я вошла в осенний лес.
Воздух звенел. Ручей застыл. Дубы-великаны покрылись бурым огнем. Большая стая птиц улетала на юг. Вдруг полил хрустальный дождь, переливаясь на солнышке. После неугомонного ливня под каждой березкой и осинкой появятся грибы.
Осенняя пора мне очень нравится!
 
Я знал, что придет!
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Тютчев
Вы заметили, как все изменилось? Все стало каким-то другим.  И это самое главное.
Приятно смотреть, как старушка-Зима уползает в овраг. Весна, умывшись снегом, водит с подружками-хохотушками хоровод. На крохотных веточках появляются почки. А то и лист где пробивается. И вновь мы слышим жаворонка. Небо чисто-голубое, лазурное. Его украшают птички. Кругом течет бурная жизнь. Мелкие насекомые просыпаются от чар колдуньи-Зимы. Кругом текут хрустальные ручейки.
Эх, зима, хороша, а весна лучше!
 
Зеленый Шум.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум!
Н Некрасов
Весна настала. Все изменилось.
Холодные, беспощадные ураганы весна превратила в ароматные ветерки. Они пахнут свежею листвою, первыми цветами. Деревья торопятся надеть свой зеленый наряд. Береза кудрявится, лиственница поет, рябина любуется нежным платьем. Травка стремится тянуться к солнышку. Желтая трава прижимается к земле все ниже да ниже, молодая травка – все выше да выше. Бегут проворные ручьи. Капают звонкие капели, играют свою музыку.
Каждое время года поет свою песню. Но я больше всего люблю весенний концерт.
 
Случай весной в горах.
 Однажды группа альпинистов ходила в горы. Во время спуска один из альпинистов застрял ногой в обледенелой трещине скалы. Долго пытались освободить его ногу из ледяного плена, но ничего не получилась. Пришлось альпинисту спуститься без одного сапога.
А сапог остался в горах и мечтал о том, чтобы быстрей наступила весна и освободила его. Весна в горах наступает долго. В городах уже тепло, снега нет, а в горах еще сугробы. Только ближе к лету начинает таять снег. Но, наконец, и сюда пришла весна. Оказался сапог на зеленой полянке. Вокруг него никого не было. Он пошёл куда глаза глядят. Долго-долго шёл сапожек, наконец, добрался до пещеры. В пещере было тепло и сухо. Сапог решил остаться в ней жить. Но вскоре ему стало грустно и одиноко, потому что у него не было пары. Решил он пойти в Страну Сапог. Там он встретился с таким же одиноким сапогом и они крепко подружились.
Теперь каждый год, как только наступает тепло, друзья ходят в горы и радуются весне, которая их подружила.
 
Домик для муравья.
В одном прекрасном лесу появился сапог. Он огляделся вокруг и увидел радостную, шумную, пахучую весну. Звонко пели песни соловьи, звенели весенние ручьи. Кругом было так много жучков, паучка, бабочек. Они начали кружиться вокруг сапога.
А неподалеку стояли муравей. У него был очень грустный вид. Он даже не замечал как ручей вкрадчиво под кручей песенки пел, как шевелился на земле прошлогодний мокрый листочек. У муравья не было домика. Резиновый сапог и сам был несчастным, потому что был одинок. Вот и предложил сапог муравью поселиться в нём.
Все были так счастливы. И муравей сразу увидел, что солнышко стало ярче светить. Травка показалась самой нежной, зелёной, шёлковой. Мир изменился.
 
Доброта старого сапога.
Наступила весна. Вот тогда я вспомнил прошлогоднюю историю.
На улице уже светило яркое, лучистое солнце. Весело звенела капель. Журчали ручьи. Серебрился и сразу таял снег. В один из таких дней мой хозяин захотел погулять. Он достал начищенные новые сапоги, а меня выбросил, потому что я был дырявый и грязный. Я очутился на улице. Когда бродил по  болотам и по лужам, в меня набралось много воды. Один раз я проходил мимо окна, и вдруг с подоконника упал цветок. Я очень испугался и с испугу поймал его. Теперь он мой друг – ведь я его спас.
Когда вернусь домой с цветком, обязательно подарю его хозяину.
 
Сапог и подснежники.
По снегу капельки стучат:
«Подснежник, хватит спать!
Уже пришла Весна-красна,
Пришла пора вставать».
На дворе в этот день стояла весна. Светило солнце. Уплывали вдаль нежные голубоватые облака. Струился свежими потоками мягкий воздух. С чего начинается эта история.
Таким же теплым весенним утром Эля пошла гулять. Гуляла малышка в лесу. Залезла девочка на дерево, увидела ворону, испугалась и, спрыгнув, убежала. В прыжке она потеряла левый сапог. Так и остался сапожок лежать у подножия дуба. Наступила ночь. Полил дождь. Сапог наполнился водой. Скоро настало утро. Подул легкий душистый ветерок. Сорвал он три подснежника невидимой рукой, плавно поставил их в сапог.
Пролетают птицы, пробегают звери, проходят люди. Все любуются фантазией подснежников ветерка, сапога.
 
Прогулка мышиного домика.
В старом, заброшенном подвале лежал никому не нужный сапог.
Однажды он услышал топот ножек и шёпот. Ножки забрались внутрь и затихли. Но вскоре он узнал кто это. Утром ножки вылезли из сапога, он повернул голову и увидел, как длинный серый хвост исчез в щёлке стены. Сапог сразу догадался, что это мыши. Хотя он никогда их не видел. Сапог очень обрадовался, что теперь-то он кое-кому нужен. Ему было скучно стоять одному и ждать, пока вернутся мышки, и он решил прогуляться. Как только он вышел на улицу – ахнул от удивления. Перед ним стояли в ряд деревья. Кое-где на веточках был талый снег, на некоторых из них набухали почки. Казалось, капли так блестят и расплываются, что ветки сделаны из хрусталя. Стройные березки были похожи на гордого мальчишку, задравшего нос, так высоко раскинули они свои прелестные ветки. Небо было спокойным и чистым, а вдалеке слышался крик ворон и пенье жаворонков. Всё казалась весёлым и радостным. Все встречали задорную шалунишку-Весну.
Сапог был рад к ним присоединиться, но ему, к сожалению, нужно было возвращаться назад в подвал. Мышки ещё не вернулись и сапог улёгся на старое место.
 
Общая тема сочинений «Зима».
Серебряный пух.
Вы что-нибудь знаете о снежинках? Ах, нет? Ну, сейчас узнаете очень много.
Не дают снежинки на себя посмотреть. Упадут на теплую ладонь и тают, не хотят, видно, чтоб их люди рассматривали. А когда наступит кругом темнота, заведут свои хороводы. Только и знают, что платья меняют. Кружатся, прыгают, скачут. Ни до кого им дела нет. А как наступит утро – все по своим местам. Кто на ель, кто в сугроб, кто на крышу, кто на пенёк. Весь лес окинут снежной бахромой.
И никто не знает, что шьют её снежинки.
 
Зима.
 На голодном и далёком севере стоит ледяной дворец. В нем живет Зима. Зима ходит в голубом шёлковом платье. У нее красивые белые волосы, а в них прячутся весёлые снежинки, украшая её причёску. У хозяйки дворца есть три коны: Буран, Метель, Пурга. Метель и Пурга – две подружки. Они постоянно болтают и не прочь пошалить. А Буран злой и сварливый, да к тому же ещё очень сильный. Красавица хозяйка выводит коней на прогулку. Она запрягает их в сани. Буран, Метель и Пурга поднимают сани вверх. Они мчатся над облаками. Зима достаёт из волос снежинки и бросает их вниз, на землю. Блестящие и очень красивые украшения зимы покрывают землю пушистой пеленой. Накатавшись, она отпускает лошадей порезвиться и поиграть, а сама возвращается в замок. Метель и Пурга, неразлучные подруги, начинают шалить: то снимут шапку с прохожего, то в трубу начнут дуть – пугать людей, то дверь в доме заметут. А Буран деревья ломает, крыши сносит…
Наигравшись и нагулявшись, Пурга, Метель и Буран возвращаются во дворец.
 
Мечта снежинки.
Я родилась снежинкой и стала жить на небе вместе с другими снежинками. Они рассказали мне, что летали на далекую землю снежинками и капельками. И мне тоже захотелось стать капелькой. Но была зима и на небе это было невозможно. Я решила спуститься на землю со своими подружками. Мне было интересно, весело лететь с ними. Мы кружились в хороводе и пели песни. Когда приблизилась земля, я стала выбирать место для посадки. Мне хотелось опуститься на солнечное место, но ветерком меня задуло под сосновую ветку. Туда никогда не заглядывало солнышко. Я загрустила и уже не верила, что когда-нибудь стану капелькой. Но однажды подул сильный ветер и перенёс меня на крышу сторожки. Я обрадовалась и стала ждать солнца. И однажды оно появилось. Такое яркое, жаркое. Я не выдержала и стала таять. Вместе со мной таяли и другие снежинки. Они со звоном падали с крыши, ударялись о землю, и получалась веселая песня капели. Я решила поддержать подруг, и смело полетела вниз.
Моя мечта сбылась!
 
Мороз Морозович.
В один прекрасный день я вышла погулять. Но так неожиданно заскрипел род ногами снег, деревья закачались, застонали. Это Мороз вступил в свои права.
Я хотела пойти домой, но он ущипнул меня за нос. Я прикрыла нос рукавичкой. Тогда Мороз стал натирать мне щеки. Они покраснели. Задиристый, балованный, веселый Мороз пытался залезть мне под шубу. Но не тут-то было! Я начала прыгать, бегать, хлопать в ладоши. Он решил, что я хочу с ним поиграть. Долго, мы резвились, пока не стемнело.
Мороз, уставший, поплёлся в свое царство. А я пошла к себе домой. Завтра мы с ним опять встретимся.
 
Ворчливый сугроб.
Зима была снежной, суровой. Почти каждый день шёл снег. Возле дома намело большие сугробы.
Однажды я услышала, как ворчит сугроб. Ворчал он на то, что слишком уж припекает солнце. От солнышко сугроб становится серым и с каждым днём уменьшается. А тут ещё ребята прыгают по нему и нарушают его красоту. Ему так неприятно это. Некоторые люди имеют привычку поздно гулять. Попробуй тут усни: ходят туда-сюда и скрипят. Ох!
Мне стало жалко сугроб, ведь он и правда весной растает. А сейчас он такой пушистый и красивый и на нем, как звездочки, сверкают снежинки.
 
Сплетница – капель.
Я – сплетница-капель, я – сплетница-капель!
Я капаю весь день.
Кап, кап!
Я вижу всё вокруг, я слышу всё вокруг.
Послушай-ка меня, мой друг:
Кап, кап!
У меня сегодня столько новостей! Сосульки с нежным звоном с крыши сорвались. Это раз. А кругом воробьи галдят. Мелодичный звон капели наполняет сад. Это два. В речку превратилась улица. Это три. Кап, кап! И это ещё не все новости. Ой, а что сейчас было! Поверите ли вы ? у нас во дворе стоял снеговик. Но сегодня он начал таять с головы, он вдруг совсем ослаб. Кап, кап! Хватают под руки его, он тает на глазах. Уж он не видит ничего, уж силы нет в ногах. Кап, кап! А виновато во всём это робкое весеннее солнышко. Сияет солнце спозаранку, снег тёмным сделался, намок. Но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Кап, кап!
Ой, скорее побегу, подружкам новости скажу. Я – сплетница-капель! Я капаю весь день. Кап, кап!
 
Три  месяца под снегом.
Затрещали кусты на поляне, и на пожелтевшую траву из кустов вывалился бурый медведь. Морда у него была сытая, довольная. Шерсть на нём лоснилась от осеннего солнца, он искал себе место для спячки.
На краю поляны стоял старый дуб. В его стволе было большое дупло. В дупле было мягко от трухи, и мишка плюхнулся прямо на самое дно и решил остаться здесь зимовать. Наутро землю покрыл белый пушистый снег. Засунув лапу в рот, наш Миша заснул… Во сне он видел вкусный, сладкий мёд, ароматные ягоды и красивые кусты малины.
Так он и проспал до весны, пока не услышал звон капели.
 
Зимняя картина.
Посмотрите в окно и вы увидите зимнюю картину. Вот о ней я и хочу вам рассказать.
Портниха Зима всех окутала пушистым одеялом. Она даже самую маленькую травинку не оставила без одежды. Каждый день мы видим, как летают маленькие и пушистые снежинки. А если приглядеться внимательно, то эти снежинки так похожи на птичек, которые поют и резвятся в воздухе. Кусты все засыпаны снегом. Попробуй разберись, где куст, а где сугроб? Зима прошла по дальним сопкам и оставила большой след пушистого снега. Деревья стоят, раскинув свои ветви, и любуются солнышком, но оно радует не всех. Например, вы знаете, почему плачут сосульки? Нет? А вот я знаю. Они плачут оттого, что в ясные дни солнце светит ярко, и им приходится таять. Но сосулькам так хочется подальше полюбоваться на зиму.
Мне так направится зима, что я не хочу, чтобы она прошла.
 
Сочинения на тему: «Как я хотел поступить по-взрослому и что из этого вышло»
1.На мой день рождения бабушка мне прислала три тысячи. На следующий день мама ушла на работу. Эти деньги лежали на шкафу.
Я знал, что дети могут брать деньги в том случае, если мама разрешает. Но я их взял безо всякого разрешений и купил жвачку. Когда мама пришла с работы, то увидела, что денег нет. Она спросила у меня, где деньги и я сказал, что не знаю. Я соврал, потому что испугался маму. Она бы меня убила. Но ведь мы с другом договорились никому не говорить. Вдруг случилось так, что мама пошла в гости, где живет мой друг. Мне пришлось просить бога о том, чтобы Саша не сказал моей маме, что я купил жвачку на те деньги. Но случилось страшное. Друг выдал. Мама пришла такая злая, что у меня мурашки по спине побежали. Она взяла ремень и побила меня. Я вёл себя очень тревожно и не знал что делать. Я считаю несправедливым своё наказаний, потому что деньги были мои. Но я не понимаю, почему мама побила меня. Деньги же были мои! Скоро кончится это детство?
Непонятные у меня родители…
 
2. Однажды, когда я сидела дома, мне захотелось сходить в гараж. В это время мама спала. Я её разбудил и спросил: «Мне можно погулять?». Она не разрешила. Отвернувшись на другой бок, мама опять заснула. Тогда я сам, самостоятельно оделся и вышел в гараж. Чего там только нет! Там была старая рама от мотоцикла, гвозди. Я снял колесо с велосипеда и натянул цепь.  Потом я побегал по гаражу, покатал бабушкину тележку. Мне было весело, потому что я отремонтировал свой велосипед. А когда мама встала, в окно увидела, что я на улице, тут же позвала меня домой. Когда я вошёл, она спросила: «Почему ты ушёл без разрешения?» И давай меня ругать.
Почему мне никогда не разрешают делать то, что я хочу? И всё-таки хорошо, что моя мама не всегда такая строгая.
 
3.Однажды я хотел поступить по-взрослому. Обычно подарки маме дарит папа. Я захотел тоже сделать маме подарок. Хотите, расскажу как?
Я решил сварить суп. Налил в кастрюлю воды, начистил картошки, лука, чеснока, морковки. Кастрюля была полная. Я поставил ее на плиту. Ох, и сложная эта была работа! А у мамы так быстро всё получается. Я долго ждал. Но почему не пахнет супом? Ай, забыл включить плиту. В прошло уже два часа, прежде чем я об этом вспомнил. Включил. Опять лёг в кровать, но каждые десять минут бегал проверять суп. Через некоторое время пришла мама. Я так хотел, чтобы она его попробовала. Как я гордился собой! А мама, попробовав, сказала: «Б-р-р. Что это такое? Суп?». «Да», - еле слышно ответил я. У неё было такое лицо, как будто она вот-вот заплачет. Маме, наверное, не понравился суп. Ну конечно, она его весь вылила в мусорное ведро. Я на маму обиделся, а про себя подумал: «Какие скучные люди, эти взрослые. Что ни сделаешь, ничего им не нравится».
Мама даже не подумала о том, что суп мог бы понравиться папе или нашей собаке…
 
4.Хорошо, что существуют взрослые, ведь если бы их не было, может, и детей тоже не существовало бы.  Я хочу рассказать вам один случай.
Когда я пришла из школы, решила поиграть у себя в комнате. И тут из кухни вышла мама и сказала мне: «Маша, сходи, пожалуйста, за хлебом. Не забудь сдачу». Я мысленно возмутилась. Как же это так! Почему мама вмешивается в мои дела? И как раз тогда, когда я хочу чем-нибудь заняться. Почему у взрослых есть права распоряжаться детьми, а вот у детей их нет? Маме обязательно нужно указывать мне что делать. Взрослые всегда такие. Они забывают, что тоже были детьми. Вот если бы я поступила по-взрослому, тогда бы мама обязательно увидела, что я уже не маленький ребенок. Но делать было нечего. Надо было идти в магазин. Когда я купила хлеб, то решила купить ещё что-нибудь на сдачу. Хотя бы право распоряжаться деньгами у меня есть? Купив шоколадку, я счастливая пошла домой. Мама похвалит меня. Но когда я пришла домой и мама стала пересчитывать деньги, мне стало страшновато, а вдруг она меня накажет? Я стала ругать себя за то, что так бессмысленно потратила деньги. Но, к моему удивлению, мама меня не наругала.
Может, просто потому, что догадалась, что я хотела поступить по-взрослому.
 
5. У нас в доме очень часто не бывает воды.
Однажды, когда папа и мама ушли, я остался один и решил сходить за водой. Вы думаете, что я ещё маленький? Я  взял бидончик и пошёл, захлопнув дверь. А вода в роднике была такая прохладная, свежа, её можно было сравнить с глотком свежего воздуха. Я набрал воду и пошёл домой. Вдруг вспомнил, что забыл взять ключ. Мне было очень обидно зав то, что я хотел поступить по-взрослому, и что из этого вышло: мне пришлось стоять за дверью и мерзнуть. Я поставил бидончик на крыльцо и стал бегать туда-сюда, туда-сюда, чтобы разогреться. Хоть на улице уже кончилась зима, всё равно было холодно. Ух, и замёрз же я!
Выручил меня папа. Он меня не ругал, но сказал: «Не забывай брать ключ!». Я берусь за то, что делают взрослые, но делаю очень старательно и внимательно.
 
6.Обычно обед подогревает мама. Но в этот день её не было дома, и я решил проявить самостоятельность.
В этот раз мама сварила целую кастрюлю супа. Я поленился отлить суп в маленькую чашку и подогрела сразу весь. Я несколько раз наблюдала за тем, как мама справлялась, сразу с несколькими делами, когда готовила. Мама мыла посуду, полы, подметала в кухне. Я очень гордилась тем, что подогрела обед маме. Когда она пришла домой, то сказала: «Зачем ты разогрела весь суп? Он может прокиснуть!». Когда мама ушла на работу, я подумала про себя: «Ох, и скучные люди – эти взрослые! Что им не сделаешь, всё им не нравится. Когда же, наконец, я стану взрослой?». Вечером мама заглянула в кастрюлю и увидела, что суп прокис. В этот момент у неё было такое грозное выражение лица, что я испугалась. Мама меня наругала. Она кричала: «Я же тебе всегда говорю: подогревай суп в маленькой кастрюльке!». Мама говорила мне об этом весь вечер, так что мне начало надоедать. С тех пор я всегда подогреваю еду в маленькой посуде.
Я долго думала и говорила себе: «Ох, это бесконечное детство! Почему меня никто не понимает? Почему!». 
 
Сочинение-рассуждение по прочитанному произведению.
1.  Не быть рабыней Отчизне
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Война – это ужас, это миллионы погибших людей. Война – это бессмысленное убийство друг друга и калечение жизней детей.
Я прочитал рассказ Льва Кассиля «У классной доски». Меня в нём поразила глупость немцев. Когда они были одни, наедине с учительницей и учениками, то командовали и распоряжались всеми. Но как только пришёл партизан, вся их смелость куда-то подевалась. Когда фашист стоял перед Ксенией Андреевной, он ежился и избегал её проницательного взгляда. По первой же её команде выпрямлялся во весь рост. Ксения Андреевна своим взглядом и спокойствием наносила ответные удары немцам. Шура Капустина залилась слезами, ей хотелось, во что бы то ни стало убежать, но не из-за того, что она струсила, нет. Она хотела предупредить партизан, что в школе находятся враги. Сеня Пичугин, вечный тихоня, проявил небольшую хитрость. Он налил на стул, предназначенный фашисту чернила, чтобы хоть как-то досадить немцу и этим испортил ему штаны. Костя Рожков, лучший пловец школы. Обманув фашиста, он подвёл его к доске, перевернув её, развил ему лицо, выпрыгнул в окно, и побежал к партизанам.
А зачем вообще эти войны? Ведь в мирное время Шура Капустина вместо того, чтобы перевязывать раны, могла играть, как мы. Сеня Пичугин мог спокойно ходить в школу, а Костя – купаться в реке.
Я считаю, что война – это бессмыслица и она никому не нужна, потому что мы все равны.
 
2. О детство, ты досыта горя хлебнуло!
В родимых аулах, в украинских хатах.
Тебя закаляли фашистские дула,
Тебя разрывали чужие гранаты.
Война! Это страшное слово! Фашисты неожиданно, без объявления войны, напали на нашу Родину. Они бомбили города и села. Фашисты получили от Гитлера приказ:  «Уничтожить всех, не жалея детей, женщин, стариков». Против зверств врага встал весь советский народ. Взрослым помогали школьники.
Однажды я прочитал рассказ Льва Кассиля «У классной доски». В нем меня поразило поведение учительницы Ксении Андреевны, ее бесстрашие.  Совсем не испугавшись, не боясь смерти, она шагнула вперед, закрыв собой детей. Ксения Андреевна смело разговаривала с немцами, показывая этим свою силу. Для женщины – это большой подвиг. Ещё героями этого рассказа были дети. Сеня Пичугин известный тихоня, налил чернила на стул, чтобы насолить фашисту. А Костя Рожков ударил немца школьной доской, затем выпрыгнул из окна в речку, чтобы поплыть к партизанам. Шура Капустина тоже хотела выйти из класса, пойти к партизанам и сказать, что немцы в школе. Но у  неё ничего не получилась.
Неужели война была нужна этим детям? В мирное время Костя стал бы чемпионом по плаванию, а Сеня мог бы стать ученым или изобретателем. Шура Капустина каталась бы на велосипеде. Но все эти мечты разбила война.
 
3. Будем в жизни достойны
 Наших славных отцов.
 Смело правде суровой
Мы посмотрим в лицо.
Война отнимает жизни, приносит разруху и страдания. По сей день, ветераны Великой Отечественной войны роняют слёзы, вспоминая погибших родных и друзей.
Последнее время мы с классом на уроках чтения считали рассказы о войне. Меня поразил один рассказ – «У классной доски», который написал Лев Кассиль. В нем рассказывается об учительнице, Ксении Андреевны, которая, рискуя своей жизнью, защищала учеников. Говорится о мужестве не только  учителя, но и детей. О Шуре Капустиной, которая однажды перевязала раненого солдата, а в момент, когда в школу зашли фашисты, расплакалась от  бессилия, что не могла спасти друзей. О Сене Пичугине, который отомстил фашисту за его издевательства над учительницей – налил на стул чернила, на  которые тот сел. Костя Рожков – настоящий герой. Он совершил такой поступок,  на который не всякий бы решился. Он обманным путем подвёл немца к доске, потом нагнул её так, что один конец доски ударил врага по лицу. Костя, долго не раздумывая, бросился в открытое окно. А так как он был искусным пловцом, без труда переплыл реку и сообщил партизанам о немцах в школе.
Как видно из этого рассказа, в боях за свою Родину участвовали не только взрослые, но и дети. А ведь герои рассказа в мирное время могли бы беззаботно бегать, прыгать, гулять. Я против войны, так как из-за неё погибают мирные люди. Проходят годы, сменяют друг друга весны, растут новые поколения людей, но память о народном подвиге не померкнет.
Урок русского языка
(автор учебника Канакина В.П., Горецкий В.Г.)
4 класс
Тема: Падежные окончания имен существительных во множественном числе.
Цель:
Формирование умения изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи.
Подготовка к сочинению о зиме.
Задачи:
1.    Формировать умения определять падеж существительных множественного числа.
2.    Развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный.
3.    Формировать умения грамотно излагать мысль.
4.    Учить систематизировать собранный к высказыванию материал.
5.     Воспитывать добрые отношения друг к другу, прививать любовь к малой родине.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
1.    Уметь определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.
2.    Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия:
1.    Уметь ориентироваться в учебном материале:
·       определять круг своего незнания;
·       осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1.    Участвовать в работе пары, группы: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
 
Ход урока.
I Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Показ слайдов: зимние картины.
Выслушиваем впечатления детей об увиденном.
Учащиеся зачитывают свои эпиграфы о зиме.
 
II Актуализация знаний.
Зрительный диктант: В сторонке у речки молодые березки хвалятся своими зимними нарядами.
- данное предложение разобрать по членам предложения и частям речи. (справляются все)
- у существительных определить склонение и падеж. (возникает проблема с определением падежа у существительного во множественном числе) Данное предложение можно использовать при написании  сочинения.
 
III Проблемное объяснение нового знания.
Дети определяют тему и цель урока.
 
IV Первичное закрепление новых знаний.
Работа по учебнику с.131, упр.248 предложения из упражнения можно использовать при написании  сочинения.
 
V Применение новых знаний.
- Работа в парах: В словарных словах во множественном числе определить склонение (проверка через экран) Данные словапомогут  при написании  сочинения.
 
- Просклонять самостоятельно: ботинки, метели, березки
 
- Работа в группах: На карточках написаны слова. Из них необходимо составить предложения, определить склонение, падеж у существительных.
Результаты составленных предложений:
На окнах появились причудливые узоры.
Поляны спрятались под пуховым одеялом.
Деревья надели теплые шапки, варежки и шубки.
Серебристые снежинки любуются в ледяное зеркало реки.
В зимней тишине запели серебристые сосульки.
Данные предложения можно использовать при написании  сочинения.
 
VI Итог урока. Рефлексия деятельности.
Заполнение листа самооценки.
Домашнее задание: Настроиться на написание сочинения, принести все необходимые для работы собранные материалы.
 
 

 



[1]ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказовот 18 декабря 2012 г. N 1060
 
[2]ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, стр. 10
[3]Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. 2 – изд. М., 2005
[4]Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. 2007. – c. 143 - 215.
[5]Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005
[6]ЛьвовМ.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2002
 
[7]ФГОС: Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Русский язык, с.10

 

 

© 2018 Официальный сайт Управления образования Углегорского городского округа

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов ссылка на сайт http://uoumr.ru обязательна.

Администратор сайта:

uoumr@mail.ru

Управление образования Углегорского городского округа

Адрес: 694920, Сахалинская область, г.Углегорск, улица Победы, дом 142

Тел./факс: 8-(42432)-44516

Email: ugoroo@list.ru

Карта сайта