Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Огурцова Инна Викторовна воспитатель МБДОУ № 8 г.Шахтерска

Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

 
Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 г. Шахтёрска
          Углегорского муниципального района Сахалинской области
 
  
Педагогический опыт работы
 
Тема: «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
 
Автор опыта:
Воспитатель МБДОУ № 8
Огурцова Инна Викторовна
 
г.Шахтерск
   2014 г.
 
Содержание:
 
Введение ……….……………………………………………………………………….3
Глава 1. Информация об опыте работы ………………………………………………5
Глава 2. Технология опыта ……………….…………..……………..............................8
Глава 3. Результаты работы………………………………………..............................16
Вывод………………………………………………………………….……………….17
Список используемой литературы…………………………………………………...18
 
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Приложение № 8
Приложение № 9
Приложение № 10
Приложение № 11
Приложение № 12
Приложение № 13
Приложение № 14
Приложение № 15
Приложение № 16
Приложение № 17
Приложение № 18
Приложение № 19
Приложение № 20
Приложение № 21
Приложение № 22
Приложение № 23
Приложение № 24
 
Введение
 
      Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и  обучения детей (Акулова О.В.).
      Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.).
       Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.
Общение – целенаправленный систематизированный процесс социализации личности, поскольку является началом получения информации об окружающей действительности.
Общение теснейшим образом связано с развитием речи ребёнка.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.  Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
     Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
     Мы считаем, что помочь в развитии речи детей может театрализованная деятельность, потому что, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
      Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
      Актуальность опыта работы.
     Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с развитием коммуникативных качеств личности,  художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
     Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
     Согласно первой тенденции  театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!
     Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, педагог только готовит атрибуты для "театра". Постоянно ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
     Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в работе с дошкольниками может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.
     Следует, в практике дошкольного образования театрализованным играм выделяется недостаточное внимание, нет системы обучения театрализованным играм, и проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях). Таким образом, необходимость создания системы работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста  посредством театрализованной деятельности достаточно очевидна.
 
Глава 1. Информация об опыте работы
 
     Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Побуждающее ребенка к овладению речью, его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
        Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и  т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
     Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. «Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения».
       Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
       В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
       В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием  театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
       Общим  для всех театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
      Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актёр», «режиссёр») и дополнительных позиций  («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.
      Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
       Значит, театрализованная деятельность интегративна, причём активность и творчество проявляются в трёх аспектах.
       Во-первых,   в   создании   драматического   содержания,  т.е.  в  интерпретации,
переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева. В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.
     Театрализованная игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
  • как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
  • как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.
      Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности.
      Трудности в работе.
     Изучая теорию развития связной диалогической речи средствами театрализованной деятельности, мы столкнулись с несколькими трудностями.
      Во-первых, в исследованиях о развитии диалогической речи нет полной классификации диалогических умений ни у одного автора, не смотря на то, что диалогические умения это фундамент диалогической речи.
       Во-вторых, не смотря на то, что театрализованная деятельность имеет большое значение в речевом развитии, нам не удалось найти в научной литературе работы, посвящённые этой проблеме.
      Таким образом, мы считаем, что важность вопроса о развитии диалогической речи средствами театрализованной деятельности определяется недостаточной освещенностью данной темы. Решение данной задачи чрезвычайно значимо в период дошкольного детства т.к. общение, это один из важнейших факторов общего психического развитие ребёнка.
     Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности.
     Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
     Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
     Новизна опытасостоит в систематизации средств и методов театрально-игровой деятельности, обосновании использования различных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения, играющего огромную роль для развития диалогической речи дошкольников. 
      Ожидаемые результаты:
Дети.
·                  Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической речи (ответы на вопросы, беседы).
·                  Умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
·                  Драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок);
·                  В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации), воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика), атрибуты, реквизит;
·                  Иметь простейшие представления о театральных профессиях.
Родители.
·                  Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере    возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.  Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
     Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
     Важно участие родителей в таких вечерах и в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
     Опыт работы по теме «Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности» реализовывался в ДОУ № 8 в средней группе по направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.
     Этапы работы по самообразованию: теоретический, практический, оценочный.
  
Глава 2. Технология опыта
 
        Теоретический этап
В работе по самообразованию мы использовали самые разнообразные формы:            
1. Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- интернет-ресурсов;,
- библиотек,
- музеев, выставок,
- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.
2. На данном этапе нашей работы мы изучили научно - методическую литературу  по данной проблеме,базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы.  В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки: мало методических разработок по развитию диалогической речи детей посредством театрализованной деятельности, информации и наглядного материала по данной теме для работы с родителями.
       Практический этап
      Целью образовательной деятельности является  создание условий для развития диалогической речи детей  дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
       Задачи:
·                  Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
·                   Разработать перспективные планы по театрализованной деятельности;
·                  Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую форму речи;
·                  Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа;
·                  Воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
·                  Создать развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развития диалогической речи;
·                  Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
 
       Результаты проведённого мониторинга по выявлению уровня развития умений диалогической речи у детей и представлений детей о разных видах художественной деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной) показали, что у детей еще нет четких представлений о жанрах, их специфических особенностях, хотя дети назвали много сказок (этот жанр оказался самым любимым).  Подтвердилось положение о том, что рассказ является самым трудным для дошкольников жанром, дети не называют отличительные особенности рассказа, отмечая только его объем ("он короче сказки"). Дети соблюдали композицию сказки, однако, их сюжет не отличался большой оригинальностью. В сказках детей встречались диалоги персонажей, которые были заимствованы из других литературных произведений и дети могли их передать выразительно. Большинство же детей затруднялись в выстраивании сюжета, не соблюдали логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствовали, а сам текст излагался монотонно, не менялась сила голоса, темп речи был замедленным. Встречалось много остановок, пауз, повторов слов. Лучше всего дети передавали интонацию, а вот соединить ее с движениями, позой, жестами не смог ни один ребенок. Некоторые могли еще мимикой поддержать интонацию, а характерные позы и движения зайца-хвасты дети не передавали (держали руки в карманах, смотрели в сторону, и даже те, которые старались интонационно передать слова, не могли соединить их с движением). Кто-то показывал руками уши зайца, хвост, а затем произносил слова "лапищи", "усищи", вариантов других движений было мало. Один ребенок поднял руки вверх и все слова говорил с поднятыми руками. (Приложение 1)
      Одновременно с диагностированием детей мы провели анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми. (Приложение 2)
      Результаты анкетирования, показали, что многие родители не считают проблему развития речи достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и  всё усвоят в процессе взросления.
     Приступая к работе, мы предположили, что развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности будет проходить более эффективно при следующих педагогических условиях: усложнение театрализованной деятельности в зависимости от вида диалогической речи (разговор – диалог-полилог).
      Определили основные направления деятельности:
  • Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • От индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
  • От имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.
     Определили содержание, методы и формы речевого воспитания.
     Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
      К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.
      К методам и формам речевого воспитания относятся:
·                  Словесный метод: групповые беседы, разучивание произведений устного народного творчества
·                  Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, серий сюжетных картинок, схематичные картинки, условно-наглядные схемы.
·                  Практический метод: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика),  театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки, режиссерские игры); дидактические игры, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд);
      Мы решили, что целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.
       Свою работу мы строили по принципу:
·     Систематичности и последовательности    (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе).
·     Доступности (объём заданий соответствует  возрасту детей).
·     Наглядности (большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение спектакля, рассматривание иллюстраций).
·     Комплектности работы  (включена театрализованная деятельность в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которых зависят от сотрудничества с другими педагогами (музыкальный руководитель, второй воспитатель), а также родителями.
      Для  того, чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, мы разработали перспективное планирование театрализованной деятельности, включающую в себя разнообразные формы работы с детьми. (Приложение 3).
      Предметно-развивающая среда.
     В процессе работы в группе нами совместно с родителями был создан центр театрального искусства, который систематически пополняется различными видами кукольного театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.). При помощи театральных атрибутов дети имеют возможность разыгрывать знакомые, небольшие по содержанию, сказки. Приобщая воспитанников к театральному искусству, наша группа сотрудничает с кукольно-театральным кружком «Весёлый Петрушка» под руководством В.В. Зиновьевой (Дворец Культуры г. Шахтёрска). (Приложение 4)
     Все виды театров находятся в доступном для детей месте, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя.
     Мы считаем, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в средней группе театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.
     Для самостоятельной деятельности детей мы постарались создать условия, в которых театрализованная деятельность протекала бы успешно.
     Работа с родителями. Работу проводили в тесном контакте с родителями. Мы стремились достичь таких отношений, когда мамы и папы не были бы безучастны к творчеству детей, а становились активными помощниками воспитателям в развитии речи детей. Родители включались в процесс разучивания ролей, стихов, потешек. Ими оказывалась помощь в изготовлении персонажей различных театров и декораций.
     Для проведения эффективной работы в домашних условиях родители получали рекомендации в виде бесед и консультаций: Консультации для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду». (Приложение 5). «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка».(Приложение 6)О роли родителей в развитии речи ребёнка. (Приложение 7)
     На родительском собрании «Театр – наш друг и помощник» показали детям импровизированное  театрализованное представление по сказке «Колобок».  (Приложение 8)   
     В нашей группе мы провели выставки совместного творчества детей и родителей «Я и моя семья», «Осениий вальс» и «Новогодний фейерверк», где дети развивая мелкую моторику рук и пальцев посредством художественной деятельности, общаясь в процессе работы  с родителями развивали речь и творческие способности.
     Участие в жизни группы позволило родителям углубить свои представления об индивидуальных и возрастных особенностях детей. По новому оценить ребёнка, почувствовать его индивидуальность, оценить значение театрализованных игр в развитии диалогической речи.
     Работа с педагогами.На педсовете ДОУ было проведено обобщение опыта работы по теме «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» (Презентация) с элементом мастер-класса «Театр на дисках» (Приложение 9)
     А также  педагогам ДОУ были предложены практические рекомендации  при работе с детьми во время подготовки спектакля (Приложение 10)
     В мае 2011 года на РМО проведено  открытое занятие «Колобок» (с использованием моделирования и сказкотерапии).(Приложение 11)
     Достижения. Участие во Всероссийском конкурсе «Талант с колыбели» в номинации «Фото и видео материалы» по теме опыта работы (получен диплом Лауреата).
     В сборнике материалов Международного заочного педагогического совета «Профессиональное мастерство»  опубликована статья на тему: «Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
    Опубликована методическая разработка на международном образовательном портале МААМ « Музыкально-театрализованная деятельность как средство приобщения детей к русской народной культуре».
     Проведено на всероссийском уровне в номинации «Дошкольное образование» заочное обобщение передового педагогического опыта по теме «Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
      На всех этапах опытного обучения серьезное внимание нами  уделялось развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлением с художественной литературой.                                                                                                                  
      Для занятий по ознакомлению с художественной литературой были отобраны произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), которые соотносились тематически, по имени разных героев, или объединялись общими персонажами, но имели разные сюжеты и различное развитие действий (событий).                                                                                                           Знакомила детей с содержанием и художественной формой произведения, обращала их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включала творческие задания. После чтения произведений дети отвечали на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, и заметили ли необычные слова и выражения, сказанные персонажами, какими словами характеризуются герои произведения, чем отличаются эти характеристики, насколько они совпадают с представлениями самих детей.
     Затем дети выполняли творческие задания, направленные на:
-уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;
-включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;
-выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях. (Приложение 12)
-придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
-соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;
-подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки. (Приложение 13)
-драматизация наиболее интересных отрывков произведений.
-развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;
-рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения
-соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.
      В процессе работы с жанром сказки особое внимание уделялось диалогу действующих лиц, их движениям и мимике, детей учили  драматизировать сказки (разыгрывать по ролям), передавая характер персонажей, используя образные слова и интонационную выразительность.  Дети учились составлять сценарий (литературно-музыкальную композицию) по мотивам знакомых литературных произведений, выразительно исполнять роль. Большое влияние на деятельность детей оказали беседы о театре, включение их в подготовку сценария, ознакомление с понятиями "режиссер", "актеры","сцена","декорации".                                                                                                                     
     На этом этапе мы стали больше уделять внимания развитию умений детей импровизировать., т.е. занимались с детьми индивидуально, развивая у них умение выразительно показать то или иное движение, давали дополнительные интонационные упражнения, и всё реже брали на себя роль организатора и режиссера.                                                                                            Мы поставили перед собой задачу развить у детей самостоятельность, предоставляя им возможность проявлять режиссерские способности и включать в спектакль импровизированные диалоги.  Таким образом, проведенные спектакли по сценарию, составленному совместно со взрослыми, дали возможность расширить и углубить работу по общеречевому развитию детей, сформировать некоторые сценические навыки, а также создать условия для перехода к работе над театральной деятельностью во взаимосвязи с развитием словесного творчества.
      В своей работе мы старались развивать у детей способность самостоятельно составлять сценарий, предоставляя им возможность проявлять режиссерские способности и включать в спектакль импровизированные диалоги.
      Особое внимание уделялось умению самостоятельно сочинять сценарии и передавать художественный образ с помощью движений, мимики, интонации.                                                                                                                 Детям мы прочитали все сказки А.С. Пушкина, при этом широко использовали музыкальное сопровождение: звучали отрывки из опер "Золотой петушок","Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова. Обращали внимание детей на характер музыки, ее соответствие изображаемым событиям. Мы обратили внимание на то, что рассматривание иллюстраций усиливало эмоциональные впечатления детей, они стали замечать цветовую гамму произведений живописи, их общий колорит, композицию. Поэтому детям предлагала рисовать на тему прочитанной сказки, услышанной музыки, увиденной картины. Такие комплексные занятия вызвали качественный скачок в восприятии литературных произведений. (Приложение 14, 15). Слушая очередную сказку, дети легко выполняли творческие задания (подбирали эпитеты, синонимы, антонимы к предлагаемым словам), с интересом разыгрывали этюды, рисовали на тему сказок. (Приложение 16)
 Последовательность выполнения разных видов детской деятельности мы меняли - иногда сначала дети слушали музыку, затем сказку, рисовали, а после ее инсценировали. В следующий раз слушали сказку  после рисования под музыку. Но все занятия заканчивались исполнением сценических этюдов.
     Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. (Приложение 17). Хотим обратить внимание на то, что в основе развития диалогической речи детей лежит использование потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. (Приложение 18). Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения детей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы мы не только приобщаем детей к русским народным традициям, но и наше общение с детьми становится более интересным и содержательным. В течении недели в нашей группе проходил фольклорный праздник «Русские народные посиделки в средней группе», где целью было развитие диалогической речи детей посредством музыкально-театрализованной деятельности, а также приобщение детей к русскому народному творчеству. (Приложение 19, 20, 21,  22)
Итогом нашей работы стал показ детьми нашей группы русской народной сказки «Теремок на новый лад» для детей детского сада, а так же для  родителей группы во время проведения утренника, посвящённого Международному женскому дню. (Приложение 23)
     Оценочный этап
     Нами был проведён контрольный мониторинг.  (Приложение 24)
    Детям давались более сложные произведения с точки зрения их содержания, а так же усложнялась и методика их предъявления, при этом поменялась и последовательность выполнения заданий.
    Детям читали сказку "У страха глаза велики", рассказ И. Соколова-Микитова "В берлоге" и стихотворение А.С. Пушкина "Ель растет перед дворцом". В контрольном мониторинге были даны более сложные произведения, чем при констатации, а вопросы остались аналогичные: "Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)?" и т.д. Дети давали развернутую характеристику жанра: они замечали в сказке необычность событий, традиционный зачин, концовку (У страха глаза велики: чего нет, и то видят), использование образных слов и выражений (внучка-хохотушка, курочка - клохтушка).                                                       Главное, дети говорили, что эту сказку, можно легко показать, причем они отмечали, что можно передать и слова персонажей, и разные действия (как прыгнул зайка водоносам под ноги, а затем спрятался от испуга под кустик и т.п.).                                                                                                                                   В рассказе дети отмечали реалистичность изображения событий и образный язык (лютый мороз, непробудный сон). В стихотворении дети подчеркивали лаконизм и музыку пушкинского стиха, необычайную выразительность его языка. Дети по сравнению с началом года, лучше отвечали на вопросы, выявляющие восприятие литературных произведений (особенно специфические качества жанра сказки и стихотворения), однако в их ответах не чувствовалось глубокой аргументации своего выбора жанра. Затруднение вызывало и определение средств художественной выразительности.                                                                   Серия заданий выявляла умение детей самостоятельно придумывать сказку. Это задание переплеталось с предложением на соединение сказок, поэтому мы сформулировали его так, чтобы дети поняли, что сюжет не должен быть заимствован из других (знакомых) сказок. Я спрашивала: "Можешь ли ты придумать свою сказку, которую ты нигде не слышал, не читал? Твоя сказка должна быть короткой и законченной. Вот тебе 4 листочка, нарисуй сказку, а затем расскажешь ее по своим рисункам". Почти все дети справились с этим заданием. Остальные дети (7 детей) также старались самостоятельно придумывать сказку, но их содержание не выходило за рамки стереотипных сюжетов- зайчик-волк; Чебурашка- Гена и т.д.
     Серия заданий выявляла сформированные у детей представления о театре. Детям задавались те же вопросы: "Любишь ли ты театр? Что ты знаешь о нем? Кто ставит спектакли?" и т.д.   Все дети сказали, что они любят театр. Они уже могли ответить, что делает режиссер (ставит спектакли, подбирает актеров, готовит выступление, руководит спектаклем, режиссирует и т.п.), сценарист (пишет сценарий спектакля, подбирает роли, придумывает сценки, чтобы получился интересный спектакль). К спектаклю нужны декорации, их оформляет художник, он пишет (рисует) картины, и спектакль проходит интереснее, а композитор пишет музыку, чтобы спектакль получился веселый, но бывают и грустные спектакли, тогда и музыка серьезная, он сочиняет и песни для спектакля, или просто для детей.                                                                          
     Серия заданий выявляла сценические навыки детей. Сначала детям предлагали изобразить храброго зайца из сказки "Заяц - хваста", а затем назвать любимого персонажа из спектакля и изобразить его. Необходимо отметить, что практически все дети хорошо изображали зайца, они очень выразительно произносили текст и уже могли позой и движением, мимикой представить этого зайца. Особенно выразительным был показ образа любимого героя.                                                                                                    
     Серия заданий выявляла умение по иллюстрации составлять короткую сказку, и дети легко справились с этим заданием. В книге "Сказки Пушкина" дети по иллюстрациям В. Конашевича сразу определяли эпизод из сказки и могли рассказать его, включая в пушкинские строчки и диалоги действующих лиц.    
  
Глава 3. Результаты работы
 
          В целом мониторинг показал, что до обучения у большинства детей не было сформировано умение придумывать связные тексты, правильно композиционно их оформлять. Они не всегда включали в свои сочинения диалоги действующих лиц. Высказывания отдельных детей были оформлены грамматически правильно, в них использовались разнообразные лексические средства. Излагались тексты выразительно, в правильном темпе, с изменением силы голоса. Однако выявились и затруднения в сценическом изображении литературных персонажей, проявилось неумение соединить сказки, строить диалоги новых действующих лиц. Сюжеты детских сочинений были элементарны, в них отсутствовало богатство фантазии. Рисунки на тему о театре отличались бедностью, однообразием колорита. А представления о театре были нечеткими, и дети не смогли объяснить, кто ставит спектакль, какова роль представителей искусства (актеров, писателей, художников, музыкантов) в театре.
В результате обогащения театрализованным компонентом содержания всех видов активности детей по специально разработанной методике, с учетом установленного комплекса дидактических принципов и педагогических условий дети научились самостоятельно организовывать театрализованные игры, использовать средства выразительности, владеть приемами кукловождения при игре в настольный театр. Дети овладели техникой управления куклами различных видов театра, научились внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают кукол песенкой.
Через театрализованную игру дети освоили:
Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения).
Речь детей стала более связной, выразительной, обогатился словарный запас, уровень коммуникативных способностей стал выше по сравнению с началом года.
Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других.
У детей появился интерес к театру как к виду искусства.
 
 
Вывод:
Театральное искусство действительно должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, на развитие диалогической речи, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
 
 
Список используемой литературы
 
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
     3.Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
            4.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
5. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
     7.Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.
    8.Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
10. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - N1.
11. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание, 1988.-N8.
12. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-N6, 10, 12; 1998-N2.
            13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
                                               

 

© 2018 Официальный сайт Управления образования Углегорского городского округа

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов ссылка на сайт http://uoumr.ru обязательна.

Администратор сайта:

uoumr@mail.ru

Управление образования Углегорского городского округа

Адрес: 694920, Сахалинская область, г.Углегорск, улица Победы, дом 142

Тел./факс: 8-(42432)-44516

Email: ugoroo@list.ru

Карта сайта