Версия для слабовидящих

Параметры обследования

 Параметры обследования.

I   Коммуникативно-речевые умения.
2. Словарь предметов.
.V  Глагольный словарь. 4   Словарь наречий. 5.  Словарь признаков. 6   Многозначность слов.
7. Словарь притяжательных местоимений.
8. Подбор синонимов.
9. Подбор антонимов.
10.Дифференциация близких по смыслу понятий.
II  Уровень обобщений.
12.Проверка общего уровня языковой компегенции. (новгорение предложений, исправление намеренных ошибок).
13.Проверка умения конструировать предложения.
14 Образование существительных множественного числа в именительном падеже.
15.Образование существительных множественного числа.
16.Усвоение предложно-падежных форм существительных.
17. Умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (именительный падеж, родительный падеж, подбор к прилагательному существительного соответствующего рода).
13.Образование сравнительной степени прилагательных.
19.Навыки словообразования (название детёнышей животных, уменьшительно-ласкательная форма, относительные прилагательные, притяжа тельные прилагательные, приставочные глаголы).
20.Моторика артикуляционного аппарата.
21 .Звукопронзношение.
22.Сформированность фонематического слуха (воспроизведение слоговых рядов, рядов слов, различение оппозиционных фонем).
23,Сформированность слоговой структуры слова.
24. Навыки звукового анализа.
25.Связная речь (понимание текста, пересказ, рассказ по серии картинок).

 

посты д) длина слова не короче двух и не длиннее 3—4 слогов, фонетический состав слова — средняя и легкая сложность.
1.          Экспрессивная речь
 
 
 
Таблица 14
 
Тесты
Материал
Инструкция
Анализ симптомов (ошибок)
1
2
3
4
1. Спон­танная речь. Метод беседы
Беседа с ребенком на близкую ему тему
Я хотела бы уз­нать, как у тебя идут дела в школе. С нем ты
дружишь, кто тем самый драчун?
Могут быть:
1)  Ответы 1—2-сложные, с использо­
ванием слов, содержащихся в
вопросе;
2)  Ошибки — отсутствие ответа, эхо-
лалии и персеверации, и др.
2. Диа­логиче­ская речь. Метод корот­ких
вопросов и отве­тов
Короткие по­следователь­ные вопросы и ответы
Темы: «О шко­ле», «Что ты делал во время кани­кул» и др.
3)  Неадекватные ответы —
эти и другие подобные
речевые реакции могут го­
ворить о дисфункции задне-лоб-
ных и лобных отделов;
4)  Соскальзывание на побоч­
ные ассоциации — дисфунк­
ция лобных отделов;
5)   Трудности подбора слов,
построения фразы, слов — воз­
можна дисфункция теменно-ви-
сочных отделов
Автома­тизиро­ванная речь
Произнесе­ние цифрового ряда от 1 до 10.
Называние дней недели, месяцев
Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1, та обратно. Это трудно, но ты сможешь.
Назови подряд дни недели: по­недельник...
Могут быть литеральные (мо­торные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы (разного происхождения). Сле­дует точно анализировать ошибки, которые могут ука­зать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон
 
1
2
3
4
По-
а) Повторение:
Материал для
Ошибки повторения оппозици-
вторная
1) звуков: а,
повторения пода-
онных пар звуков могут быть
речь
о, у, б, к, п, д,
ется по одному
результатом не только
 
л, т, н, х, р, ч;
элементу (звук,.
нарушения фонематического
 
2) дизъюнкт-
слог, слово и
слуха, но и дефектов мо-
 
ных пар звуков:
т.д.). Рот педаго-
торики. Проверять с помощью
 
б-н, кч;, м-р;
га прикрыт.
другого индикатора.
 
3) оппозицион-
«Повторяй за
Дефекты переключения при по-
 
ных пар звуков:
мной звуки:
вторении этих пар звуков (би-ба-бо)
 
б-п, д-т, к-г, х-
закрой глаза,
могут говорить о дасфункции задне-
■-•
к, зч; и др;
слушай внима-
лобных отделов мозга или общем
 
4) серий зву-
тельно и по-
снижении корковой активности
 
ков: би-ба-бо,
вторяй. А
 
 
бо-би-ба и др.
теперь повторяй пары звуков» и т.д.
 
 
б) Повторение
Повторяй за
Ошибки повторения слов мо-
 
слов: окно, пото-
мной. Слушай
гут быть связаны с разными
 
лок, дом, дым,
внимательно.
причинами, поэтому важно
 
балка, палка
 
квалифицировать эти ошибки: 1) С нарушением фонематиче­ского слуха (височные отделы
 
 
 
 
 
в) Повторение
 
— 22 поле);
 
серий слов с
 
2) С инертностью речевого
 
оппозиционны-
 
процесса (персеверации, конта-
 
ми фонемами:
 
минации) — задне-лобные от-
 
дом-том-ком,
Повторяй по 1
делы;
 
батон-питон-
слову, по 2, по 3
3) С нарушением слухо-
 
бидон,
слова.
речевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением мо-
 
пыль-быль,
Повторяй сразу
торной стороны речи (ли-
 
мыло-было,
по паре, если не
теральные моторные
 
глаз-класс
получится, сна­чала по 1-му сло­ву, затем по 2.
парафазии и др.)
 
половник,
Скажи, это одно и
 
 
поклонник,
то же слово, или
 
 
полковник
разные? Повтори.
 
 
 
 
2. Импрессивная речь
Таблица 15
 
Тесты
Материал
Инструкция
Анализ симптомов (ошибок)
1
2
3
4
1. Метод понима­ния и выполне­ния вер­бальных инструк­ций
Фразы:
1.   Закрой гла­
за.
2.  Открой рот.
3.  Положи руки.
4.  Встань, по­
дойди к двери,
вернись сюда
Я тебе буду да­вать задания, а ты внима­тельно слу­шай и выполняй
Понимание наиболее упроченных речевых инструкций нарушается при дисфункции височных отде­лов. Однако, чаще всего пони­мание этих инструкций сохранено
2. Пони­мание обра­щенной речи. Метод беседы
Обычная быто­вая беседа. «Ты сегодня
завтракал? А что ты ел? Какая се­годня погода? Ты любишь заня­тия со мной?»
Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, мо­жешь и ты за­дать мне вопрос, а я тебе отвечу
Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внекон-текстные, не связанные с общей темой, тогда сразу обнаружится нарушение понимания. И этот дефект скорее всего будет связан с дисфункцией височных отделов
3. Пони­мание предмет­ных слов. Метод по­каза на­званных предметов (объектов)
1.   Предмет­
ные картинки.
2.   Окружаю­
щие предметы
Сначала по одно­му предмету, за­тем— по два, по три. Покажи «стол», «яблоко». Покажи ложку и яблоко. И т д.
Увеличение объема может привести к ошибкам:
1)   Забывание последующих слов;
2)   Замена одной картинки другой;
3)  Отказ;
4)  Показ неадекватных картинок.
Возможна связь этих дефек­
тов с патологией левой височ­
ной зоны, ее 2-й височной
извилины
4. Пони­мание фраз. Метод понима­ния фраз
Короткие, простые по грамматической структуре фразы. Показа­тель понима­ния
(индикатор) — показ соответст­вующих фразе картинок
Покажи картинку, на которой нарисовано: «мальчик си­дит на стуле», «на столе стоят цветы»
На основании анализа качест­ва ошибок можно сделать вы­вод: 1) либо о нарушении ел ухо-речевой памяти; 2) либо о сужении объема восприятия. В первом случае — это дефект сетг-сорной афазии (1-я височная извилина 22тле),эо2*л —этодефекталу стгшко-мнееггшнвекой афазии (дисфунк­ция 2-й височной извилины). Возможно комплексное нарушение
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
. Фоне­мати­ческий слух
Отдельные звуки:
—  дизъюнкт­
ные: а-к, б-л,
т-ш.
—  оппозицион­
ные: б, п, т, д
(дается только
по 1 звуку!)
Индикатор—по­вторение. Повторяй за мной с закрытыми пла­зами.
Индикатор— буква. Я назову звук, а ты найди
Ошибки — замены оппозици­онных звуков говорят о нали­чии сенсорной афазии (о дисфункции верхней височной извилины 22 поле)
ооопюлтшующую букву (из 3—4-х— Б,П,Г,ДилиА, К, О.Р).
Индикатор— уо-лсвворафпвкюрная рзвкция.БЬм я на­зову Б, ты подними руку, а если я назо­ву П, не поднимай
3. Понимание логико-грамматических конструкций
Таблица 16
 
 
Пробы
Материал
Инструкция
Анализ симптомов (ошибок)
1
2
3
4
1На по­нимание граммати­ческих конструк­ций:
а) твори­тель­ный падеж
Любые предметы — карандаш, тетрадь,ключ
По 1 предмету: «Покажи тетрадь». По 2 предмет (не иеняя ишонации)с «Покажи карандаши тетрадь», «Пока­жи тетрадью карандаш, карандашом ключ, ключом тетрадь» и тд
Эти пробы направлены на исс­ледования понимания грамматически связной речи.
Ошибки в понимании могут указывать на патологию зоны ТРО левого полушария мозга
б) срав­нитель­ные конс­трукции
Муха больше слона. Слон больше мухи
Какое
предложение
правильное?
 
1
2
3
4
 
в) ин­версия
Колю ударил Ваня
Кто драчун?
 
г) пред­ложные конст­рукции
Различное пространственное положение лю­бых предметов (карандаш, ключ и др.)
Положи
карандаш (ручку и др.) на стол, по­ложи карандаш под стол, в стол и т.д. Подержи карандаш под сто­лом, окало стола
 
 
 
 
 
Исследование письма на уровне фразы: запоминание, понима­ние, связь семантики с сенсо-моторными компонентами. Ошибки: возможны ошибки логико-грамматические — за­мена предлогов, дефекты флек­сий (патология теменно-затылочных отделов мозга), возможны ли­теральные и вербальные параграфии (либо теменные, либо височные отделы)
 
 
 
 
Дополнительные тесты
 
Тесты
Материал
Инструкция
Анализ симптомов (ошибок)
1
2
3
4
1. Само­стоятель­ное письмо:
а)  по пред­
метным
картинкам;
б)  по сю­
жетным
картин­
кам
1
Предметные картинки.
Сюжетные картинки
Подпиши эту картинку — что здесь нарисовано? Напиши, что здесь нарисовано (фразу)
Исследование субъектив­ного словаря и связи сло­ва с предметом. Связь письма с сюжетом и с опорой на зрение. Зрительно-моторные координации. Исследует­ся координация сенсо-мо­торного уровня и семантического. Возможны различные ошибки: а) литеральные параграфии (сенсорные и моторные); б) вербальные замены; в) аграмматизмы. Анализ ошибок укажет на их связь с определенными зонами   мозга — мо­торных, сенсорных или зоны ТРО
2. Встав­ление пропу­щенных букв, а за­тем и слов
Гор-д, огор-д.
В саду растут ... Мальчик ... на стуле. Он читает ...
Напиши
пропущенные бук­вы в слове. Напиши
пропущенные сло­ва
Исследование сохранности состава сло­ва и последовательности букв в слове (или слов во фразе). Аналитическое восприятие слова (анали­тическое письмо)
3. Составле­ние слов из букв разрез­ной азбуки
Дается схема   ' слова
Видишь картинку? Назови ее. Теперь возьми буквы и вставь их в квадраты, чтобы получилось слово
Аналитико-синтетиче-ский процесс письма с опорой на семантику. Де­ятельность со словом
4. Разбив­ка слова на слоги
Слова: дорога, стол, окно, цветок
Разбей слова на слоги и отдели каждый слог черточкой
Аналитическое отноше­ние к слову: деятель­ность со словом
3. Чтение
слов:
простых
слож­ных
Лес, дом, мак, зерно, дорога. Индустрия, мороженое, полковник
Прочитай эти слова
Исследование чтения на уровне слов. Нарушение чте­ния отдельных букв иногда компенсируется при чтении слов, предложений
4. Чтение: —предло­жений; — тек­ста
Простые и сложные предложения. Короткий час­тотный текст
Прочитай эти слова
Исследуются ошибки: ли­теральные и вербальные парафазии, персеверации, ко­торые могут указать на механиз­мы нарушения и топику поражения мозга
5. Чте­ние про себя
Слова,
предложения,
тексты
Прочти про се­бя и найди со­ответствую­щую картинку
При нарушении чтения вслух нередко сохраняется чтение-узна­вание про себя. Сохранность внутреннего чтения говорит о не аналитическом, а целостном чте­нии, часто угадывающем. Такое чтение возможно при дисфункции нижне-теменных и верхн&височ-ных зон коры левого полушария
 
 
 
 
 
 
 
 
Речевые формы алексии — эфферентно-мрторная, афферентно-моторная, сенсорная — протекают в синдроме соответствующих форм афазии. Механизмы нарушения те же, что и у афазии: 1) нарушение кинетической организации речи: нарушается плавность чтения, со­единения букв в слоги, слогов — в слово, возникают персеверации; 2) в случае афферентно-моторной алексии в основе лежат дефекты кинестезии, у детей не сформированы соответствующие букве и звуку артикуле мы; 3) при сенсорной алексии — нарушение речевого слуха, и прежде всего фонематического, ведет к нарушению чтения, и здесь часто возникает угадывающее чтение. Угадывающее чтение возни­кает и при поражении лобных систем мозга, ответственных за организацию, регуляцию поведения, за целенаправленность дейст­вий. Анализ ошибок может показать, в каких случаях угадывающее чтение сенсорного происхождения, а в каком — результат не-сформированности целенаправленной деятельности.
Таблица 18
 
Тесты
ч
Материал
Инструкция
Анализ симптомов (ошибок)
1
2
3
4
1. Иде­ограмм-ное чтение
Имя, фами­лия, город, в котором жи­вет, имена близких людей
1)  Прочитай
все слова по
одному;
2)  Найди среди
этих слов такое
же (дается слою
для чтения —
имя, название
города, реки и
ДР-)
Идеограммное чтение чаще всего сохранно, оно не анали­тическое. Нарушение чтения этих слов говорит о грубом поражении мозга: в зависимо­сти от ошибок и синдрома это может быть поражение височ­ных, либо теменно-затылоч-ных отделов
2. Чте­ние букв разного шрифта
Буквы: печатные, рукописные, стилизованные
Прочитай эти буквы, назови их
Исследование оптического восприятия букв. Ошибки мо­гут говорить о дисфункции за­тылочных или теменно-затылочных зон
 

 

 

© 2021 Официальный сайт Управления образования Углегорского городского округа

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов ссылка на сайт http://uoumr.ru обязательна.

Администратор сайта:

uoumr@mail.ru

Управление образования Углегорского городского округа

Адрес: 694920, Сахалинская область, г.Углегорск, улица Победы, дом 142

Тел./факс: 8-(42432)-44516

Email: ugoroo@list.ru

Карта сайта