Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Петрова Елена Александровна педагог дополнительного образования МБОУ НОШЭР г.Углегорска

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к занятиям во внеурочной деятельности на примере объединения «Стиль, мода красота»                                                                                                              

1. Информация об опыте.

«Единственный путь, ведущий к знаниям –

это деятельность»
Б. Шоу.
Вся наша жизнь состоит из постоянного познания чего-то нового. Чем больше мы живем и обогащаем свой жизненный опыт, тем больше мы понимаем, как мало мы знаем о жизни.
К сожалению, в нашидни произошло снижение мотивации к получению новых знаний. Отсутствие у детей любознательности, угасание интереса к созданию чего-либо – становится проблемой XXI века. Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания, не глина, из которой можно лепить, все, что захочется педагогу. В этом и состоит актуальность опыта. Как же правильно организовать образовательный процесс во внеурочное время, как привлечь детей, как сохранить контингент обучающихся? Как охватить все направления деятельности? Как сделать так, чтобы занятие не только вооружало обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но и чтобы все, что происходит на учебном занятии, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Ответы на эти вопросы я искала с первого дня своей педагогической деятельности.
Поиск новых методов привел меня к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие активные формы и методы обучения. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а, следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих методов. К корректировке целей приводит понимание того, что образованный в человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, а человек, умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.Это значит человек творческий, активный, думающий.
Одним из эффективных методов, по-моему мнению, является проектное обучение, которое:
- имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности;
- развивает социальные навыки школьников в процессе групповых взаимодействий;
- дает детям опыт исследовательско-творческой деятельности;
- осуществляетмежпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.
В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны мл.школьников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия» [5].
Таким образом, я пришла к выводу о том, что применение проектной деятельности на занятиях объединения «Мода. Стиль. Красота» даст возможность:
- во-первых, соответствовать требованиям сегодняшнего дня на воспитание «нестандартно мыслящих, активных, творческих школьников, которые смогут свои знания применить в любой жизненной ситуации» [1]
- во-вторых, «создать такую атмосферу в объединении, в которой невозможно не выучиться» [16]
- в-третьих, по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между педагогом (мною) и детьми
- в – четвертых, считаю, что методы повышения мотивации и методы работы над проектом совпадают.
Таким образом, цельюописания опыта является:показать влияние проектной деятельности на развитие у обучающихся мотивации к занятиям во внеурочной деятельности.
Объект опыта: проектная деятельность младших школьников
 
Предмет: развитие мотивации к занятиям в объединении «Мода. Стиль. Красота»
Гипотеза: эффективность развития мотивации на занятиях в объединении повышается, если основу обучения составляет проектная деятельность
Задачи:
- уточнить понятия «проектная деятельность», «мотивация»;
- показать возможности использования проектной учебной деятельности для развития мотивации;
- привести результаты исследования влияния проектной деятельности на развитие мотивации младших школьников к занятиям во внеурочной деятельности
Практическая значимость заключается в следующем: данная работа может использоваться преподавателями технологии в школе, педагогами дополнительного образования. В работе описана методика работы над проектом, дан анализ этапов работы над проектом.
Опыт работы нарабатывался в Доме Детского творчества г. Углегорска, в МБОУ НОШЭР г. Углегорска, объединение посещали дети младшего школьного возраста, во внеурочное время.
Теоретической основой  опыта являются работы П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М. Н. Крупенина, Л Э. Левина, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе.
Анализ работ показал, что:
Проектная деятельность – это та технология, которая развивает умение учиться, позволяет повысить интерес к предмету, углубить знания по теме, развить учебную мотивацию [7].
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что – то интересное самостоятельно или в группе, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, и показать публично достигнутый результат [9].
Младшие школьники, исходя из своих интересов, вместе с педагогом, (а часто и вместе с родителями) выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в активную деятельность, мл.школьники овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Дети, начиная с первого класса, работая над различными проектами, учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания, так как все это необходимо для достижения оптимального результата. Они становятся маленькими «учеными», «открывателями» нового для себя, они читают, добывают знания, получают результат – им становится интересно действовать.
У школьников развиваются познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление [8].
Проект с точки зрения с точки зрения педагога– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Роль педагога помогать  ребятам в поиске нужных источников информации, самим  являться источником информации, координировать весь процесс деятельности учащихся, поощрять  мл.школьников [14]
Обучение в объединении «Мода. Стиль. Красота»  очень важно для ребят, т. к, они получают подготовительное образование по моделированию, конструированию и технологии раскроя одежды сначала для своих любимых игрушек, вовлекаясь в удивительный мир моды. На занятиях ребёнок получает представление о собственном внутреннем мире, узнает, как найти для себя то, что как нельзя лучше подчеркнут его собственную неповторимость и одновременно представит его фигуру, лицо в выгодном свете.
Занятия позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом, бумагой и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования, со средствами для ухода за кожей, и т.д.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, закройщика, швеи, портнихи, стилиста и т.д. Уже в начальной школе мл.школьники пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Мл.школьники фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Т.е включаются в активную деятельность, а деятельность – это, прежде всего, потребность и мотивация.
Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности [2].
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения [10].
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», - писал В. А. Сухомлинский
Выше, я писала о том, что, по-моему мнению, методы повышения мотивации и методы работы над проектом очень похожи:
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; учет возрастных особенностей школьников; создание ситуации успеха; вера педагога в возможности ребенка (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним); формирование адекватной самооценки учащихся; выбор действий в соответствии с возможностями ученика; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии; использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности; применение поощрения и порицания; нестандартные форма проведения занятий; игровых технологий, активных форм деятельности [15].
Таким образом, превращение ребенка в субъект, заинтересованный в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности педагога и ребенка при создании проекта.«Деятельность становится интересной, если педагоги дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».
 
2. Технология работы 
 
Как проходит работа над проектами?
Суть проектного обучения состоит в том, что младший школьник в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание мл.школьником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.Особенно это актуально в 1 и во 2 классе.
Имитационная игра — это самая свободная, естественная форма погружения «маленького ученого» в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия мл.школьника выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл [10].
Игра несет на себе функции:
-психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
- психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы обобщения; психическое самочувствие;
- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность [12].
В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для ее развития.
Почти каждое занятие по созданию проектов сопровождалось разыгрыванием ролей. В качестве ролевых позиций предлагались следующие:
·   исследователь – его основная задача – отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки;
·   творец – он создает новое, следуя идеям, появляющимся в процессе создания проекта, делает их необычными и разнообразными;
·   помощники – помогают налаживать коммуникации, оказывают поддержку и исследователям, и творцам;
·   эксперты – дают оценку проделанной работе [6].
На первых занятиях исследователи назначались, им давалось конкретное задание. Например, попав в волшебную страну мод, как можно больше узнать о жителях, обычаях, законодателях этой страны. Творцам, по услышанным докладам  составить эскизы, словарь новых слов и т. д. Помощники помогают и тем, и другим собирать информацию о том, что происходит в волшебной стране мод.
Оценивая действия детей, можно сделать вывод о том, что уже с первых занятий участники очень эмоциональны и заинтересованы. Но вся работа направлялась педагогом. Дети с осторожностью брали на себя роли исследователя, творца, предпочитали быть помощниками. Они испытывали некоторые затруднения в координации совместных действий. Каждый исследователь, как правило, автономен. От занятия к занятию дети учились выдвигать гипотезы, исследовать: «А что произойдет, если я как-то вмешаюсь в процесс, изменю условия?».
В результате сложился план в работе, которого придерживались все исследователи:
·   Что хотел проверить? Узнать? Доказать?
·   Что делал, какие условия создал?
·   Какие действия предпринимал?
·   Что происходило в процессе?
·   Доказал ли то, что хотел? Если нет, чем это объяснить?
·   Какие новые вопросы появились?
Умение оперировать информацией, логично, последовательно и системно излагать мысли оценивалось по следующим характеристикам:
1.                        Системность в изложении материала.
2.                        Глубокий анализ фактов.
3.                        Обоснованное заключение и выводы.
Уже к середине года наряду с эмоциональной заинтересованностью появился интерес самому занятию: его исследовательской и творческой составляющей. Дети научились задавать и формулировать вопросы, логично и последовательно излагать мысли. Теперь каждый этап создания проекта исследовался, доказывался. Если во время дискуссии какой-либо вопрос оставался без ответа, тут же находились желающие продолжить начатое исследование.
Занимаясь проектной деятельностью, дети исследовали мир моды. Они не просто сшили задуманное изделие, но и глубоко исследовали климатические и исторические особенности страны, из которой к нам пришло это изделие, особенности тканей, рисунков, способов обработки, нюансы конструирования и моделирования. Исследования были глубокими, дети находили ответы на вопросы, выискивая новое, доказывая выдвинутые гипотезы. Проекты получили высокую оценку экспертов, в роли которых выступили директор, работники ателье, мл.школьники-выпускники.
Во втором и третьем классе система работы над проектом становится другой, как и система действий педагога и обучающихся.
С целью важно определить этапы разработки проекта. В моей работе сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, обобщение результатов, общественная презентация, рефлексия.

 

Таблица 1 Стадии разработки проекта:


Стадии

Деятельность педагога

Деятельность школьников

1. Разработка проектного задания

Педагог отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Мл.школьники обсуждают и принимают общее решение по теме

1.1. Выбор темы проекта

Педагог предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с педагогом отбирает темы и предлагает группе для обсуждения

Педагог участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Мл.школьники самостоятельно подбирают темы и предлагают для обсуждения

1.2. Выделение подтемв тем проекта

Педагог предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый мл.школьники выбирает себе подтему или предлагает новую

Педагог принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Мл.школьники активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый мл.школьник выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Педагог проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Мл.школьники уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то Педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные мл.школьники принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением группой

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Педагог принимает участие в обсуждении

Мл.школьники в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Педагогконсультирует координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Мл.школьники осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Педагог консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Мл.школьники вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Педагог организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или родителей и др

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту и шкале уровней педагогической культуры

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом возможностей образовательной среды и уровня своего общего развития

 
Таким образом, работа над проектом
- личностно-ориентирована;
- мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- использует множество дидактических подходов;
- позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
-приносит удовлетворение всем участникам (детям, мне, родителям), видящим продукт своего труда [15].
Также развивает общеучебные навыки:
- социальные (умение работать в группе; выполнять разные роли, в том числе, лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс),
- коммуникативныеслушать и слышать (принимать другое мнение, высказывать свое мнение, презентовать результат работы);
- мыслительные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей);
- исследовательские(наблюдение, проведение эксперимента, анкетирование, обработка статистических данных и т.д.) [14]


3. Результативность опыта
 
Оценка результативности деятельности и проверка знаний в объединении «Стиль, мода, красота» показала, что внедрение активных форм обучения, в частности, проектной деятельности способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.
Обучающиеся с удовольствием посещают внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.
Для определения результативности опыта были выделены критерии:
1. Диагностическая карта мониторинга результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе.
Показатели, использованные в таблице
1.             Теоретические знания, предусмотренные программой
2.             Владение специальной терминологией
3.             Практические умения и навыки, предусмотренные программой
4.             Владение специальнымоборудованием и оснащением
5.             Творческие навыки
6.             Подбирать и анализировать специальную литературу
7.             Пользоваться компьютерными источниками информации
8.             Осуществлять  учебно-исследовательскую работу
9.             Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей
10.         Выступать перед аудиторией
11.         Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения
12.         Организовывать свое рабочее (учебное) место
13.         Планировать, организовывать работу, распределять учебное время
14.         Аккуратно, ответственно выполнять работу
15.         Соблюдения в процессе деятельности правила ТБ
 
Объединение, ФИО педагога,
Показатели/баллы 2/3 годы обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
«Мода. Стиль. Красота» Петрова Е.А
15/30
15/30
15/30
15/30
10/
25
5/20
15/30
5/20
15/
30
10/
25
10/
25
15/
30
10/
25
10/
25
15/
30
 
из таблицы видна динамика развития результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе, по вышеперечисленным параметрам.



 
2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
 мониторинга развития качеств личности обучающихся 2/3 года обучения.
 
Объединение, ФИО педагога,
Количество человек
Качества личности и признаки проявления
Активность,
организаторские способности
Коммуникативные навыки, коллективизм
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность
Нравственность,
гуманность
«Мода. Стиль. Красота» Петрова Е.А
10/30
15/30
15/30
10/25
 
из таблицы видна динамика развития качеств личности обучающихся 2/3 года обучения.
3. Следующая диагностика проводилась с целью определения отношения к занятиям в объединении:
Рисунок1. Динамика изменения отношения к занятиям в объединении
Таким образом, из диаграммы делаем вывод о положительной динамике отношение к занятиям в объединении «Мода. Стиль. Красота». Уже к концу третьего года обучения все школьники (100%) положительно относились к занятиям, им нравилось заниматься.
 
4. Динамика изменения уровня мотивации к учению
 
Уровень мотивации
Характеристика уровня мотивации
2012-13 уч. год.
2013-14 уч. год.
1 уровень
продуктивная мотивация с преобладанием познавательной мотивации обучения и положительным отношением к нему
10%
30%
 
2 уровень
продуктивная мотивация, позитивное отношение к обучению
30%
60%
 
3 уровень
средний уровень со сниженной познавательной мотивацией
30%
10%
 
4 уровень
сниженная мотивация, отрицательное эмоциональное отношение к обучению
20%
0%
 
5 уровень
резко отрицательное отношение к обучению
10%
0%
 
 
Для более наглядного представления данных обозначим их в рисунке
Рисунок 2.Динамика изменения уровня мотивации к учению
Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на срезах 2 и 3 года обучение показывает, что у обучающихся происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к обучению: 1 и 2 уровень повысился на 20% и 30% соответственно, а 4 и 5 уровень снизился от 20% и 10% до 0%.
5. Родителям было предложено проранжироватькачества, которыми должен обладать педагог, чтобы его отношения с обучающимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету. В результате, получила, следующие данные:
1.                Эрудиция, умение последовательно усложнять познавательные задачи.
2.                Увлечённость предметом.
3.                Любовь к работе.
4.                Доброжелательное отношение к учащимся.
5.                Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм).
6.                Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся.
7.                Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися.
8.                Стремление к максимальной гибкости.
9.                Умение придать личностную окраску преподаванию.
10.           Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

 

Заключение
 
В заключение, хочется отметить, что движущей силой развития мотивации к посещению занятий во внеурочной деятельности является использование активных форм обучения, стимулирующих младших школьников к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение их в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
Так же результаты диагностик свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов будет способствовать развитию мотивации при: стимулировании педагогом развития творческой активности школьников; включении их в активную творческую деятельность на основе сотворчества педагога, детей и родителей.Работая над развитием мотивации детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
У детей повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства. Ребята постепенно из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на занятиях: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в объединении, так и в школе.
 
Список литературы
 
1.     Выступление Президента РФ Владимира Путина на заседании Совета по науке и образованию, 23 июня 2014 года.
2.     Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев -М.:Просвещение,2006. - 157с.
3.     Власова, Н.Н. Изучение особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста, М.: Гелио, 2012
4.     Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003. 
5.     Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения, М., Народное образование, 2011
6.     Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44
7.     Использование проектной деятельности на уроках технологии../ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
8.     Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 2008- №4.
9.     Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
10.                       Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.3 изд. допол. - М., 2013.
11.                       Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- №7.
12.                       Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 2004
13.                       Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.
14.                       Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении .-М.: Аркти, 2013.2 с.  
15.                       Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Мотивация учения //Психологический справочник учителя. М.: Профи, 2011
16.                       Шаталин В.Ф. Технология написания плана занятия, — М.: Транслит, 2009

 

 

 

© 2018 Официальный сайт Управления образования Углегорского городского округа

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов ссылка на сайт http://uoumr.ru обязательна.

Администратор сайта:

uoumr@mail.ru

Управление образования Углегорского городского округа

Адрес: 694920, Сахалинская область, г.Углегорск, улица Победы, дом 142

Тел./факс: 8-(42432)-44516

Email: ugoroo@list.ru

Карта сайта