Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Шевырёва Людмила Николаевна учитель английского языка МБОУ СОШ с.Лесогорское

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку младших школьников в рамках дополнительного образования и в условиях сельской малокомплектной школы

Введение
 
Повышение качества преподавания иностранного языка в начальной школе является на данный момент одним из самых актуальных направлений развития образования. Актуальность данной работы вытекает из потребностей современного индустриального общества в высококвалифицированных специалистах. Но наше общество- это не только крупные населённые пункты, которые сохраняют тенденцию к дальнейшему укрупнению , но и сёла с их малокомплектными школами и совсем не «малокомплектными» проблемами.Взгляд на сельскую школу, как неперспективную приводят к значительной миграции сельского населения, что ведёт к опустошению сёл и падению сельскохозяйственного производства.  Вопросы о сельской школе имею более широкий контекст- это проблемы деревни в целом. Поэтому, речь идёт о том, чтобы дети сельских школ получали современное  и качественное образование без учёта разницы между городом и деревней, но с большей ориентацией на то, что ребёнок должен уметь учиться самостоятельно.
Даже в Москве согласно социологическим исследованиям в настоящее время около 43% родителей не устраивает школа в которой обучается их ребёнок [3].  А в условиях сельской школы, когда нет никакой альтернативы, возникает особая необходимость в создании индивидуальных планов и программ  для дополнительного образования с учётом  типа памяти ребёнка, интересов, способностей, темперамента, внимания, сочетая различные модели обучения английскому языку. Ввиду особенностей детской психики, лёгкого восприятия и усвоения языкового материала  некоторые специалисты [ 1 ] рекомендуют изучать иностранный язык в раннем возрасте, поскольку у ребёнка формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала иностранного языка.
Перед учителем английского языка стоит сложная задача не только сформировать у младших школьников устойчивый интерес к изучению английского языка , но и заложить прочные основы для его дальнейшего изучения. Обучение английскому языку в начальной школе имеет особую специфику. Непрофессиональная работа в этой области может повлечь за собой большие трудности и негативное отношение детей к предмету «Английский язык», отсюда и выявляем проблему нашего исследования.
Каковы могут быть методы и способы для формирования устойчивого интереса к изучению иностранного языка? Объектом нашего исследования будет системно-деятельностный подход по формированию универсальных учебных  действий младших школьников на начальной стадии обучения в рамках дополнительного образования.Деятельностный подход основан на  организации учебного процесса посредством различных видов детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей. Предмет исследования-воздействие системно-деятельностного подхода на повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Практическая цель нашей работы состоитв обеспечении преемственности дошкольного, начального общего и среднего образования и в поддержании интереса к изучению иностранного языка.
Рабочая гипотеза нашего исследования: если мы в своей практической работе будем применять системно-деятельностный подход, то уже на стадии начального образования сможем сформировать необходимые основные компетенция, заложенные в новый федеральный государственный стандарт.
Таким образом целью нашей работы является создание благоприятных условий в условиях сельской школы  для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их лингвистических и специальных способностей  с целью  обеспечения преемственности в образовании.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- изучить теоретические материалы по данной теме;
-разработать и систематизировать методику по формированию учебных навыков будущих школьников в рамках дополнительного образования, формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности;
-развитие сотрудничества с другими школами района с целью поддержки программы и использования их профессионального опыта
-решение актуальных образовательных проблем в условиях сельских школ
- внедрение и эффективное использование новых методик с использованием электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Участниками программы являются средняя общеобразовательная школа с.Лесогорское , общеобразовательная школа №2 г. Шахтёрска, общеобразовательная школа №5 г. Углегорска.

 

 
Глава 1Теоретические аспекты для изучения иностранного языка в детском возрасте
Обучение детей английскому языку – это уже вполне осознанная необходимость: успешная карьера практически во всех областях современной жизни предполагает среди других навыков умений и способностей хорошее владение английским языком как средством международного общения . Всё это делает очевидной необходимостью изучение английского зыка на кардинально другом уровне. Такое обучение берёт начало с того момента, как ребёнок поступает в школу, английский язык становиться одним из основных предметов.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира- ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника, как правило, требует мотивации. Сознаём мы или нет, но в каждый момент своей жизни мы мотивированы что-либо делать. Это могут быть физические потребности  или духовные Если мотивации отсутствуют, это значит, что человек мёртв. Если человек знает, что ему что-то нужно достичь, то есть он мотивирован, он может свернуть горы. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету и на каждом этапе обучения. Особенно остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Психологи говорят о снижении мотивации от класса к классу, хотя на начальном этапе обучения иностранному языку как правило наблюдается высокая мотивация, очень заманчиво говорить на иностранном языке. Но неизбежные трудности откладывают этот процесс. Мы должны помнить, что мотивация- это чисто субъективное явление и определяется собственными пристрастиями и побуждениями, мы можем только опосредованно влиять на это процесс, создавая предпосылки к личной заинтересованности и создавая стойкую мотивацию на весь процесс обучения иностранному языку. Вот почему вопрос мотивации имеет особую важность на начальной стадии обучения. Стратегия мотивации является ведущей. Вся организация педагогического процесса на раннем этапе обучения иностранному языку призвана обеспечить создание мотивов учения. Начальный этап ещё важен и потому, что как идёт обучение на этом этапе зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Чтобы дети не утратили интереса к изучению иностранного языка с первых уроков , учителю необходимо хорошо знать физиологические и психологические особенности возраста. Психологи утверждают, что мотивы учения- это направленность ученика на различные стороны учебной деятельность, это та « внутренняя энергия» , которая позволяет человеку начать какие-то активные действия. Мотивация непосредственно порождается эмоциями. Мотивация речевого поведения неотделима от эмоциональных факторов. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение к любой деятельности. Часто именно эмоциональный фактор оказывается ведущим в процессе общения со взрослыми. О важности учёта эмоционального фактора при изучении речемыслительной деятельности свидетельствует высказывание Л.С. Выготского: [2 ] «Кто оторвал с самого начала мышление от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления». Насколько ребёнок будет чувствовать себя комфортно в новой для него социальной среде зависит от того, как он был эмоционально принят в новое для себя окружение. Отсюда и его эмоциональная реакция на учебную деятельность. Для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, это повышенная тяга к играм, дискуссиям и другим методам ,стимулирующим процесс обучения. Большую роль имеют и социальные мотивы, то есть получить хорошую профессию, быть уважаемым человеком, что свидетельствует о том , что ребёнок осознаёт жизненные перспективы и возможность самореализации в будущем. Но социальная  востребованность языковых знаний  в большей степени осознаётся родителями, а у ребёнка трансформируется в мотив не огорчать родителей.  Развитие мотивации карьерного роста в этом возрасте возможно, но требует специального влияния семьи. По наблюдениям педагогов, у детей успешных в обучении развиты как познавательные мотивы, так и социальные.
У многих первоклассников ведущей деятельностью является игра и наблюдается негативное отношение к учёбе. Возможная причина кроется в том, что дети  просто не наигрались в дошкольном возрасте, может быть в слишком большом объёме их учили читать , писать, водили в несколько кружков, забывая, что главным в этом возрасте являются знания об окружающем мире, развитие мелкой моторики, навыков самообслуживания, игры и общение со сверстниками.
Трудности в обучении имеют и дети, у которых мотивами в обучении являются получение хорошей отметки, похвала учителя или родителей, они слабо ориентируются в выборе какой- либо профессии, будущая взрослая жизнь представляется в негативном свете. Таким образом,показателем подлинной мотивации учебной деятельности является проявление познавательной активности в сочетании  с осознанием ребёнком личностной и общественной значимости учения.
Исследуя отношение школьников к учёбе, Л.И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Проблема формирования устойчивой личности- это становление  социальных и нравственных мотивов поведения. По определению  нашего известного психолога  А.Н. Леонтьева, действие только тогда становится деятельностью, когда имеет самостоятельный  сознательный мотив .Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо носит крайне неустойчивый характер. От того как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий , которые он прилагает в своей учёбе. Как считает А.Н.Леонтьев, мотивационная сфера, это ядро личности. А чтобы мотивация была устойчивой и развивалась необходим ряд условий: достаточный уровень самостоятельности, успешность выполняемых действий, обеспечение положительной обратной связи, формирование нравственных качеств. Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно- познавательная мотивация младших школьников- это деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться.
Оценочная деятельность должна преимущественно носить обучающий характер и развивать способность к самооценке. Выставляя оценку необходимо выявить не только недостатки, но   достоинства и успехи, создать у ученика положительный эмоциональный настрой, что повысит значимость выполненной им работы. Полагают , что мотивацию можно повысить с помощью игр- соревнований. Но не всякая игра или соревнование может повысить мотивацию, слабым никогда не догнать сильных,  а у сильных нет соперников. В этом случае мотивацию можно развивать путём коллективных достижений, включая детей в парную или групповую работу, когда результат и общая оценка будет зависеть от усилий каждого члена коллектива. Это также позволяет детям приобрести навыки сотрудничества. Работа группы может оцениваться по результативности работы и по тому насколько доброжелательны дети по отношению друг к другу.
Теоретический анализ исследований позволяет предположить, что мотивация младших школьников к изучению иностранного языка выражается как  в сознательно- оценочном, так и в бессознательно – эмоциональном отношении к иностранному языку.
Традиционные методы обучения опираются на сознательно- оценочный компонент, а инновационные- на бессознательно- эмоциональный, привлекая детей занимательностью материала и активностью его усвоения . Сознательный компонент мотивации  связан с пониманием перспектив и жизненного смысла в применении иностранного языка, как залога будущей карьеры, что в большей степени осознаётся родителями, а у детей  это прежде всего стремление не огорчать родителей. Таким образом, основными мотивами в изучении младшими школьниками иностранного языка являются  любознательность и желание не огорчать родителей.
Развитие мотивации направлено на активизацию двух её компонентов- бессознательно- эмоционального и сознательно- оценочного.  Бессознательно- эмоциональный компонент обеспечивается новизной впечатлений и успешностью собственной языковой активности ,через введение образного страноведческого материала, ярких бытовых сценок и диалогов в игровых и театрализованных ситуациях. Коммуникация на иностранном языке на занятиях в основном носит условный характер, что во многом сближает её со сценической деятельностью, что развивает фантазию детей , побуждает их к перевоплощению.  Сознательно-оценочный компонент усиливается перспективами применения языка. Если ребёнок будет думать, что он что-то делает хорошо, то он с большим энтузиазмом отнесётся к своему учению. В работе по развитию учебной мотивации младших школьников должны быть представлены обе формы.  Перспективным представляется  согласование одного и другого компонента мотивации. Мы предполагаем , что динамика развития учебной мотивации должна быть выражена переходом от детской любознательности к вполне осознанному и специфическому интересу к языку и культуре другого народа. Для проведения анализа по проблеме мотивации учебной деятельности и её специфики мы используем комплексный метод.



Глава 2 Психологические особенности вобучению английскому языку младших школьников
Во все времена одним из бесспорных показателей образованности человека было владение иностранными языками. Сейчас это направление образования приобретает особую значимость. Согласно исследованиям [1 ] , сенситивный- наиболее продуктивный  возраст освоения ребёнком второго, неродного языка. Мы хотим подчеркнуть, что сенситивный возраст-это возраст 6-7 лет, и игнорирование этого факта неизбежно приведёт к более слабому владению языком и необходимости дополнительного и часто дорогостоящего обучения . Мы попробовали решить эту проблему на базе обыкновенной средней школы в рамках дополнительного образования, введя обучение языку с 1-го класса. Методика преподавания иностранного языка в этом возрасте должна быть оптимальной и продуктивной с учётом психологических особенностей ребёнка. . Начальный этап ещё важен и потому, что как идёт обучение на этом этапе зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.
Чтобы дети не утратили интереса к изучению иностранного языка с первых уроков , учителю необходимо хорошо знать физиологические и психологические особенности этого возраста. Дети очень разные и также как взрослые разделяются по типу своей репрезентативной системы, которая определяет преобладающий способ извлечения и хранения информации. Среди детей младшего школьного возраста преобладающее количество кинестетиков,  поэтому большинство трудностей на начальной стадии обучения как раз связана с тем, что их ведущая репрезентативная кинестетическая система не согласуется с системой обучения. Составляя и выбирая программу обучения младших школьников необходимо учитывать все три репрезентативные системы (визуальная, аудиальная, кинестетическая) для взаимопонимания с ребёнком и более успешной передачи и обработки информации .Во время учёбы мы часто апеллируем к логическим способам аргументации, как главному инструменту понимания, что обеспечивается левым полушарием нашего мозга, которое тесно связано с речью и оказывает особое влияние на осознание процессов и явлений.
  Для повышения эффективности обучения целесообразно чаще обращаться к возможностям правого полушария, создавая в голове яркую картинку,  пусть даже абсурдную, ассоциации  или даже историю  с привлечением непроизвольной памяти, что в какой-то мере исключит зубрёжку. Именно правое полушарие мозга ответственно за обработку информации в режиме реального времени.  Современные методики обучения иностранному языку сбалансированы  на активизации сильных сторон каждого полушария. Усвоение правил языка , грамматических конструкций- это обращение к левому полушарию, или образные представления и конкретные ситуации- это обращение к правому полушарию. Наиболее продуктивный подход в обучении –это одновременное использование тех и других методов. В нашей программе мы постарались задействовать оба эти подхода.



Глава 3 Использование системно-деятельностногоподхода в различных типах детской деятельности
Деятельностный подход основан на  организации учебного процесса посредством различных видов детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детейТакая деятельность свойственна детскому возрасту и , как результат повышает мотивацию к изучению иностранного языка.  Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста, познавательную, игровую, художественную, проектную и т.д.
 С помощью мотивации можно вызвать целенаправленную активность , определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения цели.
Психологическое изучение мотивации и её формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы личности ученика. Изучение мотивации – это выявление её реального уровня и возможных перспектив для её развития
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без особых усилий с их стороны. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость, в основном это характерно для учеников 1-2 классов. Дети не умеют долго сосредоточиться, их внимание легко отвлекается. В этом возрасте от детей не приходиться ожидать  глубоко осознанного подхода к изучению иностранного языка, они ещё не знают, зачем они осваивают ту или иную сферу знаний. Но важным фактором , влияющим на повышение заинтересованности , является осознание собственной успешности. Если ребёнок не ощущает своей успешности, то интерес к занятиям скоро пропадёт. Если ребёнок приходит в школу уже имея опыт изучения иностранного языка, то он будет гораздо более успешным на этих уроках. И дело даже не в том, что он будет знать какие-то иностранные слова. Важнее общее представление, что такое иностранный язык и как ему учиться.  Р.С. Немов считает, что переход от непроизвольной к произвольной памяти складывается в возрасте 4-5 лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаётся в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов ,которые запоминает ребёнок, выступая , например в роли покупателя, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию учителя. Кроме того эффективность запоминания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста существенно возрастает с введением картинок. Как установил А.Н. Леонтьев [2], эффективность возрастает в два раза. С точки зрения методики важно также, чтобы ребёнок воспринимал слова не только на слух. Новые иностранные слова запоминаются легче, если в работе задействованы и слух , и зрение, и мышечная память руки. Это значит, что ребёнок гораздо эффективнее будет осваивать иностранный, когда он будет в состоянии не только слышать и повторять слова и выражения на слух, но и читать, и прописывать их самостоятельно. Речь идёт Важнейший принцип в методике обучения иностранному языку состоит в том, чтобы вместе со звуковым образом слова ребёнку должен быть предъявлен его графический образ, а также чёткое яркое изображение данного понятия. Задействованы в этой работе должны быть не только уши и глаза. Кроме них  должны работать язык и рука ребёнка. Поэтому изучать иностранный ребёнку будет легче после того, как он овладел русским алфавитом, чтением и написанием русскоязычных слов. С точки зрения методистов оптимальным возрастом для начала изучения иностранного языка считается 6-7 лет. В этом возрасте у ребёнка уже в достаточной степени сложилось представление о мире и о родном языке.
Лучший способ учить язык- употреблять усвоенный материал в процессе активного общения. Уникальную возможность активного общения надо использовать как можно раньше.  Общение  является особым видом деятельности, который проецируется на все виды человеческой деятельности, на все формы его речевого и неречевого взаимодействия. Общение является тем видом человеческой практики, с которым психологи и педагоги  связывают рождение внутреннего мира человека, формирование его сознания и самосознания, познавательной способности и общей активности , то есть реальное развитие всех сторон человеческой психики и личности в целом. По определению Е.И. Пассова: «Общение- это такой социальный процесс, в котором происходит обмен деятельностью, опытом, способами деятельности, умениями и навыками, результатами деятельности, воплощёнными в материальную и духовную культуру». А  как известно, образование- это передача другому поколению культуры .

Глава 4   Основные теоретические и методические приёмы, используемые при разработке экспериментальной методики в рамках ОЭП.

 Общей практикой в обучении детей иностранному языку стала необходимость использования игр. Игра может быть даже сюжетным способом построения цикла занятий. Игра должна быть привлекательной для школьника и включать в себя игровые моменты (загадывание, прятанье, соревнование, изображение ролей и т.д.). Здоровьесберегающие технологии  тоже включают игровые технологии. Важно предусмотреть виды работ, предотвращающие физическую и интеллектуальную усталость. На начальном этапе это могут быть физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности, танцевальных упражнений, несложных физических упражнений. Основное условие таких разминок является полное комментирование всех движений на иностранном языке. На практике целесообразно привязывать упражнения к конкретной теме урока и ситуации. Музыка и слово в комплексе вызывают положительные эмоции. Дети сами стремятся выступать в роли инструктора. Однако, учителю надо помнить, что игровые моменты не предполагают сложных заданий, в них не должно быть победителей и проигравших. Как пример это могут быть игры- пантомимы, изображения животных  с помощью характерных движений, мимики. Эмоциональное благополучие ребёнка зависит от того, как принимают его сверстники, то есть на младшем этапе обучения ребёнок учиться навыкам межличностного общения, умению слушать, спрашивать, объяснять. Коммуникативные связи возникают не только между учителем и учащимися, но и между всеми субъектами образовательного процесса, когда обучение приобретает интерактивный характер.
Информационно-  рецептивный метод. Предполагает использование таких приёмов, как объяснение, рассказ, беседа, демонстрация. Одним из таких оригинальных методов  является storytelling. Дети очень любят слушать разные истории и сказки на английском языке. Желание жить в сказочном мире это естественный способ познания этого мира. Термин «Сказочный английский» ввела известный лингвист и детский поэт Рената Муха. Со своей методикой сказочного английского она объездила практически весь мир. «Хорошо выбранный и хорошо изложенный рассказ может сделать очень важное дело:он может изменить отношение класса к языку настолько, что ученики полюбят  его».
Используя разнообразные театральные приёмы педагог создаёт на уроке прекрасные условия для овладения языком в любом возрасте , но в младшем школьном возрасте это особенно продуктивно. Урок превращается в своеобразный импровизированный спектакль. Для того, чтобы урок был эффективным, необходимо режиссировать урок так, чтобы в нём был представлен учебный материал, учтён уровень подготовки, индивидуальные интересы детей и их возможности. Так, в «Трёх медведях» можно закрепить лексику, связанную с домашней обстановкой и появляются такие видовременные формы, как PresentContinuous , PresentPerfect. Кроме того дети начинают считать себя действующими лицами сказки. Подборка рассказов, сказок носит ограниченный характер, рассказ должен иметь ясный ритм, хорошие слуховые эффекты. Для преодоления языковых трудностей на этом этапе  автор советует  использовать смесь русского и английского, каждый раз добавляя новые английские слова. Таким образом, школьный урок – это маленький спектакль (арт-спектакль), в котором учитель – режиссёр, актёр и критик одновременно.
 Использование картинок и наглядных пособий Эффективность запоминания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста существенно возрастает с введением картинок-метод стимулирования и мотивации. Это использование различных  наглядных материалов (плакаты, интерактивные доски, презентации ). Использование разноцветных слов при построении различных типов предложений , чтобы показать неразрывную связь между вспомогательным и смысловым глаголом, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу учащегося.Возраст младшего школьника характеризуется высокой долей непроизвольного внимания. Более трети всех школьников относятся к кинестетикам, то есть воспринимают информацию через прикосновения. Ещё большее количество школьников-визуалы, воспринимающие информацию зрительно. Мышление младшего школьника- наглядно- действенное, опирающееся на непосредственное восприятие предмета. Возможность потрогать, переставить слова оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу учащегося, что способствует более эффективному запоминанию материала.          
Метод опоры на физические действия (Totalphysicalresponse) в Американских и Европейских системах образования является базовым.  Ребёнок на слова сначала реагирует  физическим действием, впитывая в себя звуки и строение языка. Только когда ребёнок накапливает достаточный запас слов, возникает спонтанная речь. Огромной эмоциональной силой обладает музыка. Стихи и пение могут быть видом релаксации. Кроме того , песни помогают в формировании фонетических, лексических, грамматических навыков.
Давно известна зависимость речи ребёнка от степени подвижности пальцев его рук (ввиду близкого расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга) Российский физиолог Бехтерев В.М. в своих работах доказал , что даже простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшить произношение многих звуков, развивают речь. Таким образом, комплексное воздействие на все анализаторы восприятия позволяют сделать изучение языка простым и естественным. В рамках эксперимента учитель имеет свободу выбора, возможность определиться с принятием той или иной методики.
 Опора на грамотно выбранный учебно- методический комплекс позволяет учителю более интенсивно и с минимальными затратами готовиться к урокам. Хорошо подобранный и сбалансированный методический комплект позволяет избежать грубых методических ошибок . Необходимо отметить, что современные пособия мультимедиа предоставляют больше возможностей для развития тренируемых навыков. Сегодня обучение иностранному языкус интеграцией возможностей мультимедиа позволяет сформировать навыки аудирования и говорения практически в реальных аутентичных ситуациях общения, что способствует мотивации к общению и эффективному формированию навыков говорения. Как известно , устное общение лежит в основе социальной жизни. (“Becausesoundissocial”)Итак,  на сегодняшний день основным методом обучения иностранному языку остаётся коммуникативный метод. В своём развитии коммуникативный метод характеризуется интенсивной разработкой начального этапа обучения иностранному языку. В соответствии с планируемыми результатами начального  общего образования , а также  программой по иностранному языку  интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование коммуникативной компетенции- способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого языка в устной и письменной формах. Уже на начальном этапе необходимо уделять внимание навыкам чтения и пониманию прочитанного (смысловое чтение). Ребёнок, не овладевший навыками чтения в начальных классах, не в силах освоить программу в среднем звене Не читающий ребёнок- это проблема школы. В возрасте 6-7 лет ребёнок имеет определённые трудности в овладении чтением. Мы пытаемся решить эту проблему за счёт использования игровых моментов.Приложение 4.
Возраст перехода от детства к взрослости- это период второго рождения человека. Психологи считают, что «здесь оформляется (или гибнет) самая главная человеческая способность к самостоятельной творческой деятельности, обеспечивающая полноту восприятия жизни, интерес к ней». Если в этот период развития  ребёнок находиться в ситуации вынужденной деятельности, работает в тех областях, которые не способствуют росту познавательной активности, то ребёнок становится пассивным, возрастает опасность стресса, когда в его личности всё напрягается, сопротивляясь восприятию неинтересного материала. Другим фактором, отрицательно влияющим на уровень мотивации является форсирование обучения. Дети в этом случае уже могут и не стремиться к новым знаниям. Подавляется любопытство ребёнка, дети растут вялыми и безынициативными .Необходимо, чтобы последующий урок базировался на ранее усвоенном материале, новый материал надо давать неспешно, дозированно, что позволит постепенно, но основательно овладеть всем спектром необходимых компетенций. Ребёнок должен понять, что изучаемый язык в первую очередь является средством межличностного и межкультурного общения.
Таким образом, можно сделать вывод: в целях формирования и развития учебной мотивации, необходимо создавать учащимся условия , при которых их учебная деятельность будет развиваться на основе роста и познавательных и социальных мотивах. Будет опираться на потребности быть принятым и признанным, принадлежать к обществу и коллективу, самостоятельно достигать успеха и признания, самореализовываться, видеть в учителе друга, союзника и помощника.
Глава 5. Анализ школьной мотивации детей младшего школьного возраста

 Учебно- познавательная мотивация младших школьников- это деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться.
 Мы предполагаем , что динамика развития учебной мотивации должна быть выражена переходом от детской любознательности к вполне осознанному и специфическому интересу к языку и культуре другого народа. Сознательно- оценочный компонент мы исследуем с помощью модифицированной анкеты Н.Г. Лускановой. (Приложение 1)
Качественный анализ
Анализируется выбор ребёнка по каждому из 10 вопросов анкеты.
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребёнка к школе. Выбор третьего варианта ответа может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите
В соответствии с поставленной задачей наше исследование включает в себя следующие этапы:
1.                                 Выявление исходного уровня мотивации к изучению английского языка в младших классах.
2.                                 Апробация нашей программы для 1-го класса с включениемлингвострановедческого материала по повышению мотивации к изучению английского языка с 1-го класса.
3.                                 Анализ результатов.
Для проведения практической части исследования была выбрана экспериментальная группа на базе Лесогорской средней школы  и контрольные группы на базе Шахтёрской школы №2 и Углегорской школы №5.
Ответы оцениваются по 30-бальной шкале, предложенной автором методики Н.Г.Лускановой и адаптированной к предмету «Английский язык». Эта методика хорошо характеризует отношение ребёнка к школе и позволяет на ранних этапах выявить погрешности в учебном процессе.
Анализ результатов:
За ответ «а» начисляется 3 балла.
За ответ «в» - 1 балл.
За ответ «с» - 0 баллов
Уровень 1- (25-30) баллов- высокая школьная мотивация, учебная активность. Такие дети очень активны, ответственны и послушны. Они  и с интересом  изучают любой предмет. Сильно переживают за плохую оценку. Успех в учёбе – это предмет их самолюбия.
Уровень 2- (20-24) баллов- нормальная школьная мотивация. Этот уровень достаточен, чтобы справиться со школьной программой.
Уровень 3-(15-19) баллов- положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Эти дети  зачастую посещают школу, чтобы встретиться с друзьями. Они стабильные троечники, хотя могут учиться гораздо лучше.
Уровень 4- (10-14) – низкая школьная мотивация. Школу посещают неохотно. Могут пропускать уроки.
Уровень 5 - ≤ 10 баллов- негативное отношение к школе, частые конфликты с одноклассниками и учителями. Часто имеют психологические расстройства.
 
Уровень школьной мотивации
Из диаграммы мы можем видеть значительное повышение мотивации к обучению в экспериментальной группе, повышается мотивация и в Углегорской школе и значительно снижена мотивация в Шахтёрской школе.
Для первоначальной диагностики мы использовали метод анкетирования для проверки знаний детей о культуре  англоязычных стран.
Список вопросов.
1. На каком языке разговаривают в Америке.
а) французский
в)английский
с)китайский
2. Что означают слова “Happybirthday “
а) С днём рождения!
в)С Новым Годом!
с)До свидания
3. У твоего компьютера есть
а)Mouse
в)TeddyBear
c)PitterPen
4. Страшный великан по- английски
a)fairy
b)giant
c)dwarf
5. Кто такой Пиноккио
 а) маленький деревянный мальчик
в) страшный паук
с) умный сверчок
6. Кто такой Winnie-the-Pooh
а)медведь
в)мальчик
с)домашний питомец
7.Как разговаривает английская кошка?
a)Bow-Wow
b)Baa-baa
c)Mew
8. Гном, живущий в далёком лесу называется
а)fair
b)dwarf
c)witch
9.Что бы ты произнёс, если бы ты прищемил палец дверью
a)Hmm……
b)Hooray!
c)Ouch!
10) Столица Англии
а)Москва
в)Париж
с)Лондон
 
Психологическое изучение мотивации и её формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы личности ученика. Изучение мотивации – это выявление её реального уровня и возможных перспектив для её развития.

 Глава 6. Мониторинг вербально- логического мышления

Поступление ребёнка в школу ставит перед педагогами и психологами целый ряд задач:
- выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в процессе обучения
- по возможности компенсировать возможные пробелы  и повысить школьную готовность.
Готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности и в первую очередь интеллектуальную готовность ребёнка к школе. Уровень развития мышления в этом возрасте предполагает высокий уровень наглядно-образного мышления , выделение существенных свойств и отношений предметов, способность к обобщению свойств предметов; начальный уровень развитиялогического мышления, готовность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных
Развитие мышления младшего школьника характеризуется переходом от оперирования практическими действиями к умственным, внутренним, свёрнутым действиям. От наглядного , единичного факта ребёнок переходит к оперированию  представлениями о нём, а затем и к всё более обобщённым понятийным знаниям. Мы предположили, что  более раннее изучение иностранного языка с первого класса и изучения его в рамках дополнительного образования для младших школьников  повысит общий уровень вербально логического мышления младших школьников . В качестве экспериментальной группы  брались младшие школьники Лесогорской школы с 1-го класса, работающие по дополнительной программе  в рамках дополнительного школьного образования  и школьники Шахтёрской школы №2  и Углегорской школы №5, работающих по основной базовой программе и изучающих язык только со  2-го класса.
Для оценки вербально- логического мышления психологи рекомендуют  использовать методику «исключение слов». Методика состоит из 15 серий , в каждой серии по 4 слова. Необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов. Время выполнения задания рассчитывается с учётом поправки «Т». Выполнение задания оценивается в баллах: за каждый правильный ответ- 2 балла, за –неправильный- 0 баллов.
Одной из главных целей исследования является анализ изменений , происходящих в процессе обучения, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс. Проанализировав методы математической статистики в психологии,  мы остановились на критерии Вилкоксона, как наиболее предпочтительном для сопоставления показателей , измеренных в двух разных условиях и когда величина самих сдвигов варьируется в диапазоне (10-15)% от их величины. Критерий Вилкоксона применяют обычно для сравнения 2-х рядов данных, которые проявляют себя как возрастающие функции, при этом сравнению подлежат не сами данные (непараметрический критерий) , а степень быстроты их возрастания, то есть сравниваются «скорости» (интенсивность) возрастания величин показанных в одной и другой группе. Критерий называют ранговым, потому, что он опирается на расчёт рангов, которые присваиваются полученным в эксперименте данным. 
Суть метода заключается в следующем:
мы сопоставляем абсолютные величины сдвигов в том или ином направлении, для этого все абсолютные величины сдвигов ранжируются, а потом ранги суммируются . Если сдвиги в ту или иную сторону происходят случайно, то и суммы их рангов примерно равны. Если же интенсивность сдвигов в одном из направлений перевешивает, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях. Одной из главных целей исследования является анализ изменений , происходящих в процессе обучения, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс. Первоначально исходим из предположения, что типичным сдвигом будет сдвиг в более часто встречающемся направлении, а нетипичным- сдвиг в более редко встречающемся направлении, отсюда, наши гипотезы:
1. Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.
2. Интенсивность сдвигов в типичном направлении превосходит интенсивность сдвигов в нетипичном направлении 
Интегральный показатель вербально- логического мышления «А» вычисляется по формуле:
А= В+Т
Получив индивидуальные данные по показателю вербально- логического мышления, считаем среднюю арифметическую по группе в целом.
Поправка Т на время выполнения задания берётся из таблицы.
Время, сек
Поправка Т на баллы
Менее 250
0
250-330
-3
Более 330
-6
Порядок вычисления критерия Вилкоксона таков:
- проранжируем абсолютные величины сдвигов, начислив меньшему значению меньший ранг.
-проверим совпадение полученной суммы с расчётной, которая вычисляется по формуле:∑R=N(N+1)/2= 66, где N-количество выборок.
-отметим ранги, соответствующие сдвигам в нетипичном направлении, подсчитаем суммы этих рангов .Тэмп.=∑Rr, где Rr-ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
- определяем критическое значение Ткр.для данного значения N по таблице с учётом погрешности. Достоверное значение имеет место, если Темп.≤Ткр.
Величина критерия Вилконсона определяется  Т=∑R, где R-среднее арифметическое ранга редкого знака.
 
МБОУ СОШ с.Лесогорское
 
 

Из таблицы Вилкоксона для малых выборок tкр.=10, т.е. и для контрольной и для экспериментальной групп Тэмп. ≥Ткр. и не находится в зоне значимости, хотя мы видим, что интенсивность сдвигов в типичном направлении превосходит интенсивность сдвигов в нетипичном направлении в обоих группах, Как мы видим больше сдвигов имеют положительный характер, то есть этот сдвиг типичный и нарастание достоверное.
Но на данном этапе из полученных критериев мы видим, что интенсивность роста вербально-логического мышления для экспериментальной группы значителен только на этапе сентябрь- декабрь, на этапе декабрь – март в экспериментальной группе он даже снижается, в контрольной - незначительно повышается. То есть пока достоверно мы не можем утверждать, что уровень вербально- логического мышления в экспериментальной группе выше.

Шахтёрская школа, № 2, 1 класс

 

Как мы видим больше сдвигов имеют положительный характер, то есть этот сдвиг типичный, отрицательные нетипичные сдвиги переводим в абсолютную величину; проранжируем абсолютные величины разности, присваивая меньшему значению меньший ранг; найдём абсолютное значение ранга, вычисляя среднее арифметическое при одинаковых ранговых номерах; вычисляем критерий Вилкоксона , находя сумму всех рангов, имеющих отрицательный сдвиг и сравниваем его с критической величиной.
Величина критерия Вилконсона определяется t=∑R, где R-сумма рангов редкого знака.
Достоверное различие имеет место , если t экспериментальное≤t критическое.
Из таблицы Вилкоксона для малых выборок tкр.=10,
То есть темпы нарастания недостоверны, но в контрольной группе, они оказались выше. Чем больше разница между Тэкс. иТкрит. , тем достовернее утверждение, что в экспериментальной группе данные по улучшению развития вербально-логического мышления выше. Несомненно, что вербально- логическое мышление детей улучшается и с возрастом и с введением дополнительного образования, но наша задача заключается в определении насколько быстро происходит этот процесс в контрольных и экспериментальной группах. На этапе сентябрь- ноябрь функция имеет возрастающий характер, и незначительное возрастание отмечается в контрольной группе.


 

 

 

© 2018 Официальный сайт Управления образования Углегорского городского округа

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов ссылка на сайт http://uoumr.ru обязательна.

Администратор сайта:

uoumr@mail.ru

Управление образования Углегорского городского округа

Адрес: 694920, Сахалинская область, г.Углегорск, улица Победы, дом 142

Тел./факс: 8-(42432)-44516

Email: ugoroo@list.ru

Карта сайта