Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Стольная Марина Владимировна педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ г.Шахтерска

Взаимодействие с семьёй как фактор повышения качества образования

 1.Тема опыта «Взаимодействие с семьёй как фактор повышения качества образования»
 
Ребенок учится тому,
 Что видит у себя в дому.
Родители пример ему…
 
(Себастьян Брантесредневековый поэт)
 
 
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития.
Ребенок к нам в Учреждение приходит из семьи, поэтому именно семья становится объектом внимания, изучения и определения путей совместной взаимодополняющей, воспитывающей деятельности.
Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Но даже и у тех родителей, которые достаточно грамотны, знакомы с педагогической литературой, знания не всегда систематизированы и как следствие, хаотичны. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

Улучшение качества дополнительного образования, прежде всего,  зависит от согласованной совместной деятельности семьи и образовательного учреждения. Немаловажным является системность и последовательность в работе, индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей.

 
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с педагогами  дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
 
 • с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
 • с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
 
 В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
 Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
 
« НАДО ВИДЕТЬ СЕБЯ В ДЕТЯХ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ИМ СТАТЬ ВЗРОСЛЫМИ; НАДО ПРИНИМАТЬ ИХ КАК ПОВТОРЕНИЕ СВОЕГО ДЕТСТВА, ЧТОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ САМОМУ; НАДО, НАКОНЕЦ, ЖИТЬ ЖИЗНЬЮ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ БЫТЬ ГУМАННЫМ ПЕДАГОГОМ»
                                         Ш.А. АМОНАШВИЛИ
 
Изучая нормативные документы,  в которых закреплены права и обязанности родителей - это Конституция РФ, ст. 38, 43; Семейный кодекс РФФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» глава 12 ст. 17, 18, 19 и 52, а также теоретические источники по теме «Работа с семьёй»: такие как, пособия «Школа и семья», «Дополнительное образование, работа с семьёй»,   изд. «Учитель» (Волгоград), пособие для педагогов «Программы внеурочной деятельности»  (серия «Работаем по новым стандартам» изд. Просвещение), «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй»,  Гузь Я.В., «Работа с родителями» (из опыта работы)  nsportal.ru и др., определилась с   целью изадачами сотрудничества с семьёй.
 
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех фактов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия. Если первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского, человек и может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью.
 
 С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.
 Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.
 
2.Условие возникновения, становления  опыта.
 У каждого педагога свой опыт взаимодействия с родителями и свои формы сотрудничества. Это зависит и от направления деятельности, и от социальной и психологической обстановки в  объединении.
Объектом исследования опыта работы является: объединение «Школа дошкольника» (дети старшего дошкольного возраста), семья и социум.
Предмет исследования: система взаимодействия, партнёрства между учреждением и семьёй.
В связи сизменением МБОУ ДОД ДДТ г.Шахтёрска юридического адреса в августе 2011 г., педагогическому коллективу предстояло организовать работу с детьми в новом социуме, его необходимо было изучить. Поэтому вплотную я занялась данной работой: провела информационно-рекламную деятельность (объявление о работе объединения «Школа дошкольника» в газете). Возрастная категория  (дошкольный возраст).
В микрорайоне где расположен  МБОУ ДОД ДДТ г.Шахтёрскамного детей с ослабленным  здоровьем, с хроническими заболеваниями; есть малообеспеченные семьи, которым нечем платить за дошкольное образование. И есть педагогически запущенные дети, родителям которых не до них и не до детского сада.
 
Широко известно, что к первоклассникам предъявляются сейчас очень высокие и разнообразные требования.  И речь идёт не только о том, чтобы научить ребёнка читать, писать и считать.
Каждый родитель вправе выбирать, где его ребёнок будет получать дошкольное образование: в учреждениях дополнительного, дошкольного образования или на дому.
Дети, не посещающие Д/С, не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не умеют включаться в групповую работу, круг контактов в социальной сфере у них ограничен. Поэтому для детей данной категории существует потребность в компенсации личностного развития и выравнивания стартовых возможностей для поступления в школу.
Проблема кратковременного пребывания детей в возрасте с 5 до 7 лет, решается в  объединении «Школа дошкольника» в 1998 г., была разработана комплексная программа неорганизованных дошкольников, на базе которой решаются ряд социально-педагогических задач, одна из которых-социальная адаптация.
 
Поэтому одной из приоритетных  задач деятельности объединения «Школа дошкольника» является обеспечение государственных гарантий доступности и равных  возможностей получения дошкольного образования для всех слоёв населения.
Почти 18 летний опыт работы объединения «Школа дошкольника» подтверждает необходимость комплексного подхода к всестороннему развитию ребёнка и оказанию профессиональной,  педагогической помощи родителям.
 
3.Актуальность опыта.
Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Семья и учреждение дополнительного образования дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста.
В  Концепции  развития дополнительного образования детей сказано, что  в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека…
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте",- говорится в статье 18 Закона РФ «Об образовании».  Отсюда у педагога возникает ряд вопросов: как заинтересовать родителей в совместной деятельности, как эффективно объединить усилия в процессе воспитательной работы?
 
4.Теоретическое обоснование.
Проблемами взаимодействия с семьей занимались В.А. Сухомлинский, Т.А. Куликова, Л.В.  Байбородова, Е.П. Арнаутова, О.А. Шаграева, А.М. Сергеева и многие другие выдающиеся деятели в области педагогики [2;3;4;5;6;]. «Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга, необходимы их преемственность и взаимопроникновение», - писал талантливый педагог-исследователь В.А Сухомлинский.
Думаю, что проблема, поднятая выдающимися педагогами актуальна до сегодняшнего дня. Чтобы повысить качество образования, в объединении «Школа дошкольника» реализуются не только дополнительные общеобразовательные программы, но и разработана программа попатриотическому воспитанию «Юные граждане России», в основе которой лежит реализация социальных проектов разработанных с привлечением родителей, Открыта «Школа молодого родителя», в которой большая роль отводится работе с родителями, а именно - установлению отношений доверия и сотрудничества между педагогом и родителями, а также оказание действенной помощи семье по воспитанию и развитию патриотизма и гражданственности ребенка, определены конкретные направления взаимодействия с семьёй:
1.      Патриотическая  и гражданственная деятельность (разработка и реализация социальныхпоектов);
2.      Трудовая деятельность (акции, совместная подготовка родителей и детей к мероприятиям);
3.      Просветительская и консультативная работа;
4.      Тематические и досуговые мероприятия, и другое.
 
Стараюсь ориентироваться и опираться на категории семей:
 -которые озабочены развитием,  воспитанием и обучением не только своих детей, но и заинтересованы, тем чтобы дети  социально-пассивных родителей как можно активнее включались в разные виды деятельности в объединении.
 
5. Ведущая педагогическая идея опыта.
 
Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника объединения «Школа дошкольника», создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле обучения и воспитания, будет оказывать влияние на качество образования детей.
В объединении «Школа дошкольника» решаются общие с семьей задачи:
 - учатся делать то, что нравится;
 - учатся быть созидателями и творцами, вместе с родителями и педагогами.
 Родители должны знать, где и чем занимаются их дети и поддерживать то, чему их учат в ДДТ. Важно, чтобы радость и успех ребенка были замечены не только педагогом, но и родителями.
 
 
6.Технология опыта.
 
Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
 Работа с родителями включает в себя комплекс  мер – различные формы  просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
 
 Задачи сотрудничества с родителями:
 1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
 2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
 3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
 
Прежде чем приступить  к серьёзной работе  с родителями повысила  уровень профессиональной компетентности в данной области:
 
-прошла курсы повышения квалификации по теме: «Развитие психолого-педагогических компетенций как условие реализации ФГОС дошкольного образования»
(приложение №1);
-приняла участие в семинаре «Формы работы с семьёй»;
-участвовала в организации и проведении педагогических советов «Психология общения», «Педагогическое взаимодействие –важнейшее условие эффективности образовательного процесса»;
-работа в рамках муниципальной пилотной площадки по теме«Опережающее  внедрение  единой  системы  мониторинга  качества  обучения  детей  в  учреждении  дополнительного  образования»;
-выявлены  потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному взаимодействию с УДО(приложение № 2)анкета «Изучение запросов и образовательных потребностей родителей обучающихся дошкольной ступени развития»;
-выбраны,  какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективнее;
-определены  направления  поддержки семьи.
 
Намечены следующие направления деятельности по данной теме:
-естественно-культурное (укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств, здоровый образ жизни, профилактика курения, наркомании и т. д.),
 
социально-культурное направление (осознание и развитие особенностей ребенка, умений, навыков, проявление неординарности личности),
социально-психологическое (решение проблем связанных самоутверждения, самореализации, социальной адаптации, решение конфликтных ситуаций, связанных со сверстниками, родителями, педагогами).
 
Формы взаимодействия с семьей, которые работают в настоящее время и планируются в перспективе, в соответствии с планом программы развития учреждения:
 
1. Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
Родителя нужно заинтересовать информацией.
Формы наглядно-текстовой информации:
выставки тематические («Моя семья», «День матери» и тд.)
Групповые выставки детских работ (периодически),
Именные, индивидуальные выставки детских работ (резюме к выставке составляют совместно родитель с ребенком).
Галерея детских работ предполагает организованное посещение родителями выставки, по принципу экскурсии, которую ведут сами дети,
Галерея совместного семейного творчества («Рисуем сказку» и тд.)., данная форма работы с семьёй впервые использована в 2013-2014 уч.г., на городском празднике Детства.
 
2. Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в УДО.
 
3. Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог выставляет книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
 
4 «Школа молодого родителя».
Цель работы школы: гармонизация внутрисемейных отношении .
Задачи работы школы:
- повышение компетентности в области воспитания детей и умения справляться с жизненными трудностями;
- предоставление разносторонних возможностей для проведения совместного досуга с детьми.
Деятельность школы осуществляется на базе нашего учреждения. Встречи проводятся не менее 6 раз в год.
Разработано положение, составлен план работы «Школы молодого родителя», рассматриваются разные вопросы, интересующие родителей и педагогов, например: «Семья – главный воспитатель», «Путь к сердцу ребёнка», «Трудные взрослые» и др.
 В последнее время эта форма работы с родителями, становятся более эффективной : (работает в ДДТ г.Шахтёрска уже второй год).Почему возникла необходимость ? Ответ ясен: есть факультеты, где готовят химиков, инженеров, физиков, но нет такого факультета, где готовят родителей.
 
5. Золотые фонды, данная форма является интересной «Семейная видеотека»
видеотека будет включает  записи  совместной подготовки детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в УДО.
 
6. Индивидуальная консультация, эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации  проводятся по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
При организации консультации учитывать:
Управление расстоянием между родителем и педагогом,
Эффективная организация пространства,
Взгляд и невербальный язык общения,
Интонация и темп речи.
 Залог успешной консультации
Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы)
Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.
Улыбайтесь.
Называйте родителей по имени и отчеству.
Будьте хорошим слушателем (умение слушать — успех любой консультации)
Держите паузу.
Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы, комплимента.
Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.
Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Учитывайте личные интересы родителей.
Распространённые  формы  работы с семьёй  -это:
 
7.Дни открытых дверей этот день не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в ДДТ. Это прежде всего, способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете.
В ДДТ г. Шахтёрска. День открытых дверей  проводиться не менее 2 раз в год.
 
8.Родительское собрание, основная форма работы с родителями. В которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Используются  методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
Данная форма работы, эффективна в нашем учреждении в объединении «Школа дошкольника» (приложение № 3).
 
9. Благодарность  родителям (приложение № 4 фото)
Широко используется во всех творческих объединениях с целью информирования родителей о достижениях детей, а так же как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу.
 
Благодарственные письма  вручаются на праздниках и родительских собраниях.
8. Праздники, акции, экскурсии, посещение занятий… (приложения: фото, конспекты, свидетельства).
Совместная подготовка к мероприятиям (педагоги – родители – дети), самая , что ни наесть результативная  деятельность. А также посещение учреждений культуры (Детская городская библиотека, Детская школа искусств, Дворец культуры), образования и спорта.
 
 9. Анкетирование,как метод исследования позволяет педагогу одновременно получить массовую информацию. Например, анализируя анкеты, обобщая их, педагог может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семье.
  Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда в анкете родители дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения, тогда педагог одновременно дает анкету для заполнения родителям и детям (или проводит устный опрос) и сам отвечает на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением  ребенка (приложение № 5).
 
10.Технология диагностической работы, цель диагностической работы - изучение качественных показателей достижений детей, скла­дывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
(Диагностические карты: приложения №6, №7).
 
11. Проектная деятельность, на данной форме остановимся по - подробнее. С 2013г. в объединении «Школа дошкольника» с введением ФГОС дошкольного образования(хотя мы не говорим о ФГОС в системе дополнительного образования детей) внедрена новая деятельность в рамках патриотического воспитания, разработка и реализация социальных проектов «Мы гордимся вами ветераны» и «На страже Родины» (в рамках празднования 70-я Великой Победы), совместно с родителями были проведены ряд мероприятий посвящённых данной тематике.
 
Для качественной организации учебно-воспитательного процесса в объединении «Школа дошкольника» применяются различные средства работы с детьми и, главное родители имеют возможность прийти в кабинет на занятия и понаблюдать, чем занят ребенок. Педагог при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями, демонстрируя при этом корректные, позитивные способы взаимодействия и с родителями и их детьми. На занятиях такого вида ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов. Главное – каждый родитель должен быть уверен в хорошем отношении педагогов к его ребенку.
 
1). Учебные кабинеты по направленностям.
2). Распределены образовательные и досуговые  зоны для детей (учебная, игровая).
3). Кабинет для релаксации.
4). Дидактические и демонстрационные пособия.
5). Игрушки и др.
 
 
 
7.Длительность работы над опытом.
 
С сентября 2011  года до настоящего времени,  на базе объединения «Школа дошкольника» функционирует «Школа молодого родителя»», разработан план мероприятий.
 
Содержание программы «Школы молодого родителя» технологично и при желании педагогов, родителей и административном сопровождении педагогического процесса воспроизводимо в условиях любого учреждения дополнительного образования детей.
 
Цель и задачи «Школы молодого родителя»:
Цель: создание условий для эффективного сотрудничества ДДТ , семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.
Задачи:
•    активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;
•    повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе;
 
Основные направления деятельности«Школы молодого родителя»
•    оказание психолого-педагогической помощи родителям детей старшего дошкольного возраста;
•    пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
•    повышение педагогических знаний родителей детей старшего дошкольного возраста.
 
Технология «Взаимодействия с родителями» выстраивается с учётом последовательного (поэтапного) введения информации о ребёнке и его жизнедеятельности в объединении:
•    1 этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех!»;
•    2 этап – «Трансляция родителям представлений о ребенке, которые они не могли бы получить в семье». Сообщение об успехах ребёнка и особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности.
•     3 этап «Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка» Диалоги, в которых активная роль принадлежит родителям, поддерживаю только  диалог, не делая оценочных суждений.
•    4 этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка» Только на этом этапе предлагаются советы родителям. Включение родителей в совместную деятельность  с детьми в обучении и воспитании.
 
8. Диапазон опыта.
 
Отмечено, что совместная деятельность педагога-родителя-ребёнка, является одним из важных механизмов влияющих на качество образования в УДО, приводит к :
-успешной адаптации воспитанников при поступлении в ДОУ и школы.
-равным стартовым возможностям при поступлении в первые классы школ города;
-уверенности и доверию к взрослым;
-активное включение в совместную деятельность.
Структура мероприятий строится следующим образом:
 
-Программное содержание;
-Предварительная работа;
-Подбор атрибутов, репертуара, оборудования;
-Конспект или сценарий;
 
Вся работа при подготовке к мероприятию ведётся  совместно с родителями поэтапно: обсуждение, назначение ответственных.
По окончании мероприятия: подведение итогов, что сделано, что надо было сделать, почему  успели меньше,  чем запланировали.
 
Успех в работе педагога с семьей обучающегося будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на уважении интересов семьи, на всемерном содействии семье в её духовном обогащении и тем самым в её культурном и моральном влиянии на детей.
 
 
9. Результативность опыта.
 
Постоянный контакт с родителями обучающихся, включенность их в учебную и воспитательную деятельность показал эффективный рост качества образования в объединении  «Школа дошкольника».
Для сбора конкретных диагностических данных использовала метод наблюдения. Дан­ные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционально­го благополучия. Дополнялись наблюдения свободным общением с детьми, родителями. А также проводила специально ди­агностические задания в период с 2013 по 2015гг.,для мони­торинга.
Побуждения оцениваются по критериям:
- устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает и ребенок переключается на другие занятия;
- ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
- не проявляет.
Знания, представления оцениваются по критериям:
- четкие, содержательные, системные;
- четкие, краткие;
- отрывочные, фрагментарные;
- не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
- выполняет самостоятельно;
- выполняет с помощью взрослого;
- выполняет в общей со взрослым деятельности;
- не выполняет.
Подведение итогов: по каждому разделу высчитывается средний балл. Итоговые результаты вносятся в итоговую таблицу «Мониторинг образовательного процесса»
В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются дос­тижения ребенка в качественном выражении.
Для каждого обозначенного в программе направления представлены также методики психо­логической диагностики, которая направлена на изучение психологических параметров видов деятельности.
Таким образом, реализуются принципы мониторинга.
Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для разработан­ной нами мониторинговой процедуры, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых показателей освоения образовательной программы про­граммы, динамику становления интегративных качеств.
 
По итогам мониторинга динамика доли обучающихся показавших качественную успеваемость по образовательной программе «Формирование элементарных математических представлений» прослеживалась на протяжении двух лет с 2013 по 2015год, на примере двух групп:
 
·         №1 (возраст 5-6 лет) - в количестве 12 человек,
·         №2 (возраст 6-7 лет)- в количестве 15 человек.
 
Диаграмма № 1. Результат  группы №1 за   2013/2014 учебный год
 
Таблица № 1. Общий итоговый результат   возрастной группы № 1за 2013-2014 уч.г.
 
Теоретическая подготовка ребенка
Практическая подготовка ребенка
Общеучебные умения и навыки ребенка
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
8,3%
58,3%
33%
-
66,6%
33%
8,3%
49,8%
41,5%
 
 
Данные динамика доли обучающихся показавших качественную успеваемость по образовательной программе по итогом года (группа 5-6 лет)в количестве 12 человек показали, что теоретическая и практическая подготовка, общеучебные умения и навыки обучающихся составляют:
 За 2013-2014 учебный год 4   человека 33% имеют   высокий уровень , 7 человек 58,3%  имеют средний уровень, 1человек 8,3%  имеет низкий уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков.
 
 
Диаграмма  № 2 результат  группы №2  за 2014/2015 уч.год
 
 
 
2. По итогам диагностической работы в объединении «Школа дошкольника»«Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, в том числе и моральным»
 
Таблица № 2. Общий итоговый результат   группы № 2, за 2014-2015 уч.г.
Теоретическая подготовка ребенка
Практическая подготовка ребенка
Общеучебные умения и навыки ребенка
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
26,6%
53,3%
20%
13,3%
66,6%
20%
6.6%
66,6%
26,6%
 
Данные динамика доли обучающихся показавших качественную успеваемость по образовательной программе по итогом года (группа 6-7 лет)в количестве 15 человек показали, что теоретическая и практическая подготовка, общеучебные умения и навыки обучающихся составляют:
 
За 2014-2015 учебный год: 4 человека  (26,6 %) имеют высокий уровень;10 человек (66,6%)  имеют средний уровень, 1 (6,6%) ребенок имеет низкий уровень.
 
Вывод:
На  примере  двух групп динамика доли обучающихся показавших качественную успеваемость по образовательной программе «Формирование элементарных математических представлений»  на протяжении с 2013-2014 по 2014-2015 уч. годы, заметна положительная динамика результатов. Вносятся  коррективы в программу.формы и методы обучения детей. Данная работа  также позволяет отметить рост творческого развития детей (независимо от первичного уровня подготовки). Таким образом следует, что программа по  математике достигла своей цели, родители заинтересованы в положительных результатах деятельности детей на занятиях.
 
2. В период с 2013 по 2015 гг.,  проведена диагностическая работа по выявлению качественных показателей достижений детей объединения «Школа дошкольника», раскрывающую характеристику: инициативности, сообразительности, организаторских способностей, ответственности, проявления самоконтроля, самооценки; опора на собственный опыт, творческие проявления, оригинальность; проявления нравственных, эстетических, познавательных чувств, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
 
1. Изучено продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.
2. Составлено объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3.Проведено анкетирование родителей.
 
(Представлены диаграммы показателей: побуждения, знания и представления, умения и навыки):
(Диагностические карты: приложения №6, №7).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          -Начало 2014-2015 уч.г. (14-19 ноября 2014 г.)
КРИТЕРИИ:
1.         Побуждения неустойчивые - 23% (средний балл-3);
2.         Знания и представления неустойчивые - 32% (средний балл-3);
3.         Умения и навыки неустойчивые - 35% (средний балл-3);
 
 
 
-Конец 2014-2015 уч.г. (15-17 апреля 2015г.)
 
 
            КРИТЕРИИ:
4.         Побуждения устойчивые -72% (средний балл-4);
5.         Знания и представления устойчивые -81% (средний балл-4); 
6.         Умения и навыки  устойчивые -80% (средний балл-4);
 
По окончании 2014-2015 уч.г.: побуждения, знания и представления, умения и навыки стали устойчивыми на 70 %.
 
 
 
 
 
          -Начало 2013-2014уч.г.
            КРИТЕРИИ:
1.         Побуждения неустойчивые - 27% (средний балл-3);
2.         Знания и представления неустойчивые - 49% (средний балл-3);
3.         Умения и навыки неустойчивые - 47% (средний балл-3);
 
 
 
-Конец 2013-2014уч.г.
 
            КРИТЕРИИ:
4.         Побуждения устойчивые -71% (средний балл-4);
5.         Знания и представления устойчивые -92% (средний балл-4); 
6.         Умения и навыки  устойчивые -94% (средний балл-4);
 
По окончании 2013-2014уч.г.: побуждения, знания и представления, умения и навыки стали устойчивыми на 79 %.
 
 
 
Применение разнообразных форм работы семьёй влияет на качество образования и воспитание детей объединения «Школа дошкольника»:
-позволяет хорошо  видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути её осуществления;
 -поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
-с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели;
-видеть в родителях своих помощников;
-поддерживать авторитет родителей в семье, оказывать ей помощь в эффективном влиянии родителей на детей
 
В объединении «Школа дошкольника» созданы все условия для развития партнёрских отношений детей-родителей-педагогов.
За период работы с 2011г. по 2015 г. в должности педагога дополнительного образования воспитанниками и мною достигнуты следующие результаты:
 
Год
Мероприятие
Уровень
Результат
2011
 
 
 
 
2012
 
 
2013
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2013
 
 
2013
 
 
 
 
2013
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2013
 
 
 
 
 
 
2014
 
 
 
2014
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2014
 
 
 
 
 
 
 
2014
 
 
 
 
2014
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2014
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2014
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2014
 
 
 
 
 
2014
 
 
 
2014
 
 
 
 
 
 
2015
 
 
 
 
 
2016
 
 
 
 
 
2016
 
 
 
 
 
2016
Открытие «Школы молодого родителя»(объединение «Школа дошкольника»)
 
Конкурс «Новогодик»
 
 
Конкурс изобразительного и декоративно-прикладного творчества 3-го областного детско-юношеского фестиваля «Пасхальная весна на Сахалине»
 
 
 
Конкурс «Классный час – Сочи 2014»
 
Работа муниципальной пилотной площадки, в рамках ПНП «Образование»
 
Фестиваль методических разработок «Конспект урока», опубликована познавательно-развлекательная игра для детей и родителей: Математическая азбука «Папа, Мама, Я- любознательная семья»
 
 
Педагогический клуб «Наука и творчество», заочный мастер-класс праздник-развлечение «Мамин День»
 
 
Конкурс –рисунков «Сохрани нам жизнь»
 
 
ВИРО, конкурс «Дополнительное образование 21 века», автор образовательной программы «Формирование элементарных математических представлений»
 
 
Конкурс профессионального мастерства по обмену педагогическим опытом среди педагогов МБОУ ДОД ДДТ г.Шахтёрска
 
 
1-й областной конкурс творческих работ «Наш Сахалин – Отечества частица»
 
Августовское педагогическое совещание работников образования УМР, выступление по теме: «Работа с родителями обучающихся – одно из направлений деятельности учреждения доп. образования в сфере повышения качества образовательных услуг»
 
 
 
Участие в районных педагогических чтениях «Самообразование педагога как залог педагогического мастерства» по теме: «Взаимодействие с семьёй как фактор повышения качества образования»
 
 
Конкурс на лучшую организацию военно-патриотической работы среди образовательных организаций и педагогических работников УМР, социальный проект по теме «Мы гордимся Вами ветераны»
 
Конкурс «Эврика в моих открытиях!» социальный проект по теме «Мы гордимся Вами ветераны»
 
 
Конкурс «Образовательная организация – 2014»
 
За подготовку участников фестиваля детского самодеятельного творчества национальных культур «Радуга»
 
 
Фестиваль методических разработок «Конспект урока», социальный проект «На страже Родины»
 
Конкурс детского художественного и декоративно-прикладного творчества «Рождество Христово»
 
Обобщение опыта работы по теме «Взаимодействие с семьёй как фактор повышения качества образования»
 
Методическая разработка «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи, в условиях ФГОС ДО»
 
Институциональный
 
 
 
Всероссийский
 
 
Областной
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Всероссийский
 
 
Муниципальный
 
 
 
 
Всероссийский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Всероссийский
 
 
 
 
 
 
Муниципальный
 
 
 
Всероссийский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Институциональный
 
 
 
 
 
 
Областной
 
 
 
 
Муниципальный 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Муниципальный 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Муниципальный 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Всероссийский
 
 
 
 
 
Муниципальная
 
 
 
Областной
 
 
 
 
 
 
Всероссийский
 
 
 
 
 
Муниципальная
 
 
 
 
 
Всероссийский
 
 
 
 
 
Всероссийский
Положение
 
 
 
 
Благодарственное письмо
 
 
Благодарственное письмо
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сертификат
 
 
Сертификат
 
 
 
 
Свидетельство (Конференц-зал, электронный журнал)www.konf-zal.com
 
 
 
 
 
 
 
 
Свидетельство № 61(интернет-площадка мастер-класса: https://sites.google.com/site/klybnaykamaster
 
 
 
Грамота (воспитанник)
 
 
 
Диплом 2 степени
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Представление на участие в РМО педагогов доп.образования по обмену передового педагогического опыта
 
 
 
 
Благодарственное письмо (воспитанник)
 
 
 
Свидетельство
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Диплом участника
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Грамота – 3 место
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Диплом 1 степени
 
 
 
 
 
Диплом 3 степени, сертификат
 
 
 
Благодарственное письмо
 
 
 
 
 
 
Свидетельство (Конференц-зал, электронный журнал)www.konf-zal.com
 
 
 
Грамота (воспитанник)
 
 
 
 
 
Свидетельство ( Всероссийский образовательный портал «Продлёнка»www.prodlenka.ord)
 
 
 
Свидетельство ( Всероссийский образовательный портал «Продлёнка»www.prodlenka.ord)
 
 
 
Таким образом, современное дополнительное  образование детей, не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с семьёй на уровне социального партнерства.
УДО должно быть заинтересовано:
в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
 в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
 в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде;
 в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
 Опыт работы нашего Учреждения показывает, что его активная позиция влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация эффективной работы с семьёй позволяет:
 использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
 решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень дополнительного образования.
 
 
 
 В заключении, хочется напомнить вам золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:
 • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
 • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
 • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
 • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
 • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, воспитанников и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
 • Каждая встреча с семьей воспитанника должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
 • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
 • Готовясь к встрече с семьейвоспитанника, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Используемая литература:
 
1.      Л.И.Виноградова «Семья и школа - партнёры в воспитании»(Внешкольник.-2002г. – №5);
2.      Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Программы внеурочной деятельности», 2011г.-Просвещение;
3.      Н.И.Декреева «Классный руководитель в современной школе», 2002г.;
4.      Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Программы внеурочной деятельности», 2011г.-Просвещение;
5.      Н.К.Касаткина «Формы взаимодействия  учителя с родителями в начальной школе», 2005г.-Учитель;
6.      Е.Лютова «Шпаргалка для взрослых», 2004г.-СПб.
7.      Л.В.Третьякова…»Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования», 2008г.-Учитель;
8.      «Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по работе с родителями», 2012г. (статья «Педагог –ребёнок-семья» автор –составитель А.Н.Попова);
9.      «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй», № 90.130-16;
10. Основные направления работы учреждения дополнительного образования с семьёй («Дополнительное образование №1-2003г.);
11. Популярная психология для родителей. Москва,  педагогика 2009г.
Электронный адрес:
 
 
 
Гузь Я.В., «Работа с родителями»
(из опыта работы)                                                        http:// wwwnsportal.ru
 
Нормативные документы:
1.      Конституция РФ, статьи 38, 43; 2.
2.      Семейный кодекс РФ
3.      ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
глава 12 ст. 17, 18, 19 и 52,

 

 

© 2018 Официальный сайт Управления образования Углегорского городского округа

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов ссылка на сайт http://uoumr.ru обязательна.

Администратор сайта:

uoumr@mail.ru

Управление образования Углегорского городского округа

Адрес: 694920, Сахалинская область, г.Углегорск, улица Победы, дом 142

Тел./факс: 8-(42432)-44516

Email: ugoroo@list.ru

Карта сайта