Версия для слабовидящих

Вопросы дифференциальной диагностики

 Отличие функциональной дислалии от органической (ме­ханической) дислалии. При функциональной дислалии от­сутствуют аномалии в строении арт-и куляторного аппарата. Подвижность артикуляторных органов более сохранна.

Отличие функциональной дислалии от стертой дизартрии.
При стертой дизартрии наблюдаются.
•/ отягощенный анамнез: патология внуфиутрчбпого раз­вития (токсикозы, психогравмы, гипертония, нефропа-тия и другие заболевания матери). Характерны затяжные роды, легкая асфиксия новорожденных («закричал после шлепков»). Раннее моторное развитие — держание юло-вы, сидение, ползание — в норме. Более сложные локо-моторные функции несколько задержаны (ходьба с I г. 2 мес.-- 1 г. 3 мес). Характерна моторная нелоькосм., неумение бегать, прыгать, держать ложку, быстрое уста­вание при ходьбе. Дети предпочитают жидкую пищу, густую пищу жуют медленно, долго держат за шскои Позднее: при рисовании не могут провести ровной линии, не соблюдают форму и размеры рисунков. Речь развивается с задержкой: первые слова в 1.5-2 и,Лл, фразовая речь — к 2—3 годам, но непонятна о^р; лью­щим. К 4—5 годам многие звуки появляются споыанно, речь становится яснее, но в целом остается фонетически не оформленной;
•/ неточность и слабое 1ь артикуляционных движений;
■/ вялость и ограниченность движении языка: сна обуслов­лена гиперкинезами, вследствие которых язык постоян­но подвижен, он как бы не находит нужного положения. Особенно это видно при движении языка вперед, вверх и в стороны. Повторение движения вызывает утомление, замедляется темп движений, быстро наступает потеря точности движений. При дальнейшем повторе­нии движения появляется дрожание (тремор языка);
у^ в состоянии покоя язык неспокоен, напряжен, лежит бугром, постоянно оттягивается в глубь рта, иногда на­блюдается западание правой или левой половины языка, тогда он постоянно кренится в одну сторону. При по­буждении к действию он сразу становится узким и длин­ным. Это состояние говорит об изменении тонуса мышц языка в одной или обеих его половинах. Часто кончик языка слабо выражен, т.е. передний край его не вытя­гивается (при нормальной подъязычной связке). Ребе­нок не может произвести движения кончиком языка, долго не ощущает его положения во рту, что говорит о паретическом состоянии мышц языка;
•/ может быть парез подъязычного нерва и изменения тону­са, его следствием является стертая, не резко выраженная нейродинамическая симптоматика: движения, хотя и вы­полняются в полном объеме, замедлены, напряжены, бы­стро истощаемы, требуют от ребенка усилий;
■/ характерна мозаичность симптоматики с преобладанием то лицевого, то языкоглоточного, то подъязычного нер­вов, определяющая особенности и разнообразие фоне­тических нарушений. При нарушении лицевого и подъ­язычного нервов страдают губные и язычные звуки. При нарушении подъязычных нервов имеются отклонения кончика языка в сторону пареза, ограничение подвиж­ности кончика и средней части спинки языка. При подъ­еме кончика языка зазубно средняя часть спинки языка быстро опускается на стороне пареза, что обусловливает боковую струю воздуха при произношении шипящих звуков и звука [Р]. При нарушении языкоглоточных нер­вов имеются расстройства фонации, назализации, нару­шения произношения звуков [К], [Г], [X];
у' нечеткое произношение гласных звуков, а при функци­ональной дислалии согласные звуки сохранны;
■/ нарушено произношение простых и сложных по артику­ляции согласных звуков, а при функциональной дислалии только сложных (свистящих, шипящих, [Л], [Р]).
Кроме того, при функциональной дислалии нарушается
произношение отдельных согласных звуков или группы
звуков, и это является единственным нарушением.
При дизартрии часто встречается нарушение произноше­ния следующих согласных звуков: межзубное произношение [Т], [Д], [Н], [Л]; отсутствие звука [Р]; горловое (велярное или увулярное) [Р]; боковое произношение свистящих, шипящих и звуков [Р], [Р']; замена звуков [Р], [Р'] на [Д], [Д']; форми­рование шипящих звуков в более простом, нижнем произно­шении; замена шипящих звуков свистящими звуками; дефек­ты звонкости как частичное нарушение голоса; смягченность речи вследствие спастического напряжения средней части спинки языка. Дети со стертой дизартрией часто испытывают трудности в обучении грамоте. Недостатки устной речи — на­рушения озвончения, трудности в овладении структурой слога, замены звуков — отражаются на письме.
При дизартрии очень затруднена автоматизация звуков, что связано с плохой подвижностью артикуляционного аппа­рата при переключении от фонемы к фонеме, от слога к слогу (в более тяжелых случаях), а в более легких случаях затрудне­но переключение от слова к слову. Новый звук может произ­носиться в словах с более легкой конструкцией — в двухслож­ных словах из двух открытых слогов. При более сложной сло­говой структуре слов (стечение согласных, закрытые слоги) вновь поставленный звук опускается или искажается.
Наблюдаются нарушения сенсорных функций (зритель­ная агнозия, нарушения фонематического слуха), которые приводят к появлению оптических и акустических ошибок.
Требуется комплексная и специальная коррекционная работа: помимо логопедических занятий необходимо про­водить медикаментозное лечение, физиотерапию, ЛФК, ло­гопедический массаж, логопедическую ритмику.
При дизартрии могут быть не только фонетические, но и фонационные, просодические и дыхательные нарушения.
Отличие функциональной дислалии от ринолалии. При
функциональной дислалии отсутствуют: как врожденные. так и приобретенные аномалии в строении артикуляторно-го аппарата (расщелины верхней губы, альвеолярного от­ростка, твердого и мягкого неба, отсутствие или раздвоение маленького язычка, укорочение мягкого неба и другие ано­малии); нарушения неречевого и речевого дыхания; наза­лизация гласных и согласных звуков; нарушения общей мо­торики; физическая ослабленность детей; выраженные эмо­ционально-волевые нарушения.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от сенсорной алалии. При экспрессивной алалии: сохранно восприятие речи на перцептивном уровне; соответствующее возрасту понимание речи; понимание возможно без опоры на зри­тельное восприятие артикуляции; хорошее слуховое внима­ние; отсутствие эхолалии; в некоторых случаях невозмож­ность повторения (дети с импрессивной алалией, как пра­вило, многое повторяют, но не понимают повторенного); стремление к языковой (вербальной и невербальной) ком­муникации; использование мимико-жестикуляторной речи, мелодики, звукоподражания, «звуковых жестов» как ком­пенсаторных средств; намного лучше динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от слухонемоты.
При экспрессивной алалии: сохранность слуховой функции; возможность (правда, ограниченная и в целом дефектно про­являющаяся) спонтанного усвоения языка; наличие даже в тяжелых случаях элементарной звуковой речи (отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний). У глухого же вне специального обучения речь не проявляется; сохранна просодия (мелодика, ритм, паузация, ударение), у глухих она нарушена; мимико-жестикуляторная речь обычно сопровож­дается словами (если они у ребенка имеются) и невербальны­ми вокализациями, чего не наблюдается у глухих.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от задержки ре­чевого развития. При экспрессивной алалии: имеется не толь­ко задержка темпа нормального усвоения языка, но, прежде всего, патологическое развитие языка — нарушение структур­но-функциональной стороны языка; выражены нарушения в синтаксической, морфологической, лексической и фонема­тической подсистемах языка, которые не в полной мере соот­ветствуют специфике детской речи на ранних этапах ее разви­тия; дети с задержкой речевого развития нередко спонтанно, вне специального обучения, полноценно овладевают языком, чего обычно не наблюдается у детей с алалией.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от фонемати­ческой дислалии. При фонематической дислалии основны­ми симптомами являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков. Они выступают как частичные расстройства языковой системы.
Для алалии характерно расстройство всей системы языка (фонематической, грамматической и лексической подсис­тем). У части детей с алалией отмечается преимуществен­ное расстройство какой-либо из них. На поздних этапах развития алалии, когда в речи некоторых детей выявляются только фонематические нарушения, а расстройства других подсистем языка могут отсутствовать или же быть невыра­женными, возникают трудности в различении фонемати­ческой дислалии и алалии. В таких случаях решающее зна­чение для дифференциального диагноза имеет анамнез.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от анартрии и дизартрии. У детей с алалией моторный уровень речеобра-зования полностью или относительно сохранен и потенци­ально позволяет им осуществлять артикуляционный акт. У детей с анартрией и дизартрией нарушение артикуляци­онного компонента речи составляет суть их патологии. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии — только одна из его подсистем, фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одно­временно может быть и алалия). При алалии расстройства произношения звуков являются следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и ком­бинирования единиц. У детей же с анартрией и дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций.
В последующем сравнении сопоставляются алалия и диза­ртрия. При алалии многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям и переста­новкам), имеют одновременно правильное произношение; при дизартрии только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение. При алалии преобладают разно­типные нарушения произношения звуков (сосуществование его искажения, замены, пропуска и пр.), при стертой диза­ртрии преобладают однотипные нарушения (либо только ис­кажение, либо замена, либо пропуск и т.д.). При алалии в на­рушениях произношения доминируют замены звуков, при стертой дизартрии доминируют искажения. При алалии на­блюдаются искажения небольшого количества звуков, при стертой дизартрии преобладают искажения звуков.
При алалии искажаются преимущественно сложные по артикуляции звуки, при стертой дизартрии происходит ис­кажение как сложных, так и простых по артикуляции зву­ков; при алалии может быть и искаженное, и правильное произношение одних и тех же звуков, при стертой дизарт­рии для всех искаженных звуков характерно постоянное ис­кажение; при алалии наблюдаются замены артикуляторно сложных и артикуляторно сложных и простых звуков, при стертой дизартрии — замены преимущественно артикуля­торно сложных звуков; при алалии преобладают непостоян­ные и постоянные замены звуков, как правило, разнообраз­ные, при стертой дизартрии — однообразные замены.
При алалии взаимозамены звуков достаточно часты, при стертой дизартрии — сравнительно редки; при алалии пре­обладают непостоянные пропуски звуков, при стертой диз­артрии — постоянные пропуски; при алалии наблюдаются пропуски и артикуляторно сложных, и простых звуков, при стертой дизартрии — преимущественно артикуляторно сложных звуков.
При моторной алалии повторения звуков довольно час­ты, при стертой дизартрии относительно редки; то же от­носится к перестановкам. При алалии произношение звука в составе слогов пол­ностью или относительно сохранно, а в составе слов часто нарушено, при стертой дизартрии — нарушение звука и в слогах, и в словах.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детской мо­торной афазии. Отличие в анамнезе: действие патологиче­ских факторов при алалии наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный (до 3-х лет) периоды, при детской афазии — после 3-х лет. При алалии имеется недоразвитие речи как системы, при детской афазии наблюдается боль­шая избирательность поражения какой-либо подсистемы (лексической, грамматической, фонематической). При ала­лии необходимо целенаправленное коррекционное разви­тие речевой функциональной системы, при детской афазии возможно спонтанное восстановление речи.
При детской афазии ярче выражены симптомы локаль­ных поражений головного мозга.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от органиче­ской (механической) дислалии. При алалии неправильно функционируют все языковые подсистемы, при органиче­ской дислалии неправильно функционирует прежде всего фонетическая подсистема. При алалии наблюдаются непо­стоянные и разнообразные замены, пропуски, перестанов­ки и повторения звуков при сохранной, как правило, про­содии. Причем эти симптомы у детей с алалией обусловле­ны не сенсомоторными расстройствами, а расстройствами структурно-функциональной стороны языка, и поэтому мо­гут быть квалифицированы как фонематические (в отличие от сенсомоторных — фонетических). При органической дис­лалии в основном характерны искажения произношения звуков и нарушения просодики.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от афонии.
При алалии имеются невербальные вокализации: мелодика, звукоподражания. При афонии обязательно фониатрическое обследование и лечение.
 

 

© 2021 Официальный сайт Управления образования Углегорского городского округа

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов ссылка на сайт http://uoumr.ru обязательна.

Администратор сайта:

uoumr@mail.ru

Управление образования Углегорского городского округа

Адрес: 694920, Сахалинская область, г.Углегорск, улица Победы, дом 142

Тел./факс: 8-(42432)-44516

Email: ugoroo@list.ru

Карта сайта